Площадь Кирова – это одно из моих любимых мест в Воркуте. Видимо, любовь к истории, тяга к «делам давно минувших дней» исподволь формируют эту привязанность.
И правды ради стоит подчеркнуть, что площадь и весь прилегающий к ней рай-
он, безусловно, имеют право на привязанность и любовь еще нескольких десятков
тысяч людей, тех, для кого город Воркута, не просто точка на карте нашей страны. Именно отсюда, с площади Кирова (в середине ХХ века она носила название Московской, в честь 800-летия столицы нашей Родины) Воркута стала строиться и развиваться как современный город.
Настоящим украшением площади вот уже почти семьдесят лет является городская детская больница, построенная здесь в 1950 году. Автором проекта детской больницы на 75 мест был Всеволод Лунев, но не он один. Над проектированием здания – огромной по тем временам площади в 1 850 квадратных метров – трудились сотрудники проектной конторы Леонид Райкин, Н. А. Крылов, Е. Д. Головская и А. С. Любимов. Еще одна группа архитекторов – Гонцкевич и Петман – работала над архитектурным ансамблем всей площади, которая могла получить совершенно другой вид.
Как уже отмечалось неоднократно, при проведении работ в районе Московской площади строителям пришлось столкнуться с особенностями вечной мерзлоты, которая в этом районе оказалась не такой уж и «вечной». Грунт, по-разному оттаивающий в этом месте, заставил со всей серьезностью подойти к проектированию зданий и сооружений. Например, фундамент больницы уходит на глубину 5,35 метра, а если учитывать и песчаную «подушку», то глубина составит 6,6 метра. Для сравнения, фундамент Останкинской телебашни в Москве имеет глубину всего лишь 4,6 метра.
В 1958 году был подготовлен проект пристройки физиотерапевтической лечебницы, над которым работали Вайсбейн, Андрушкив и Янкаускас. Однако потерь и просчетов избежать не удалось. Вот почему сравнивая сегодняшний вид площади с фотографиями 1960-х годов, мы удивляемся утрате нескольких ярких и самобытных сооружений.
Но, несмотря ни на что, детская больница продолжает работать и выполнять свое
предназначение, радуя, кроме того, жителей и гостей города своим прекрасным и
незаурядным видом. А он действительно получился отличным.
Всем бросается в глаза не глубокая гармоничная колоннада, которую формируют четыре гладкие колонны, украшенные орнаментированными капителями. Внутренняя часть портика и фасад справа и слева от колонн визуально укреплен
каннелированными пилястрами, имеющими сходные с колоннами капители. Что-бы подчеркнуть симметричность здания, Лунев активно использовал полуколонны, расположив их справа и слева от центрального входа.
В первоначальном проекте здания, который хранится в архиве компании «Воркутауголь» и в фондах Воркутинского музейно-выставочного центра, автор для придания праздничности и нарядности применял несколько видов декоративной отделки стен и деталей здания. Борьба с «излишествами» в архитектуре еще не набрала своих оборотов, но при строительстве пришлось отказаться от барельефа на фронтоне, закладных камней в наличниках окон. Удалось выполнить лишь несколько лепных гирлянд на карнизе колоннады.
Уникальной деталью фасада стала парная балюстрада (фальшбалкон), выполненные в виде полубалясин, между парными полуколоннами по краям здания. Все это делает вид этого архитектурного памятника города ярким и запоминающимся.
Для его сохранения сегодня много сил прикладывает главный врач детской больницы Сергей Сальников, деятельными усилиями которого сохраняются не только здоровье и хорошее настроение юных горожан и их родителей, но и этот уголок удивительного прошлого Воркуты.
Демонстрируемая фотография больницы и всей площади была сделана в 1956 году знаменитым советским фотографом С. О. Фридляндом (1905-1964), который работал в это время заведующим отделом фотографии журнала «Огонек».
Научный сотрудник Воркутинского музейно-выставочного центра
Федор Колпаков
Шй
йЧзХ
ЯцЭч
ЕвЯе