25 февраля около 14 часов на шахте «Северная» была потеряна связь с лавой и двумя проходческими забоями. Сразу же был введен план ликвидации аварии. Судьба 26 горняков до сих пор неизвестна. «МВ» представляет первую часть хроники.

Фото Владимира Юрлова
На шахту прибыло пять отделений горноспасателей. Началась эвакуация горняков. В момент инцидента на смене находилось 110 человек. Большая часть вышла на поверхность самостоятельно. Никаких данных о пострадавших на тот момент не было. Предварительная версия случившегося – горный удар.
На «Северной» был развернут оперативный штаб. В него вошли руководители «Воркутауголь» и шахты, а также горноспасатели. Их главной задачей было найти и вывести в безопасное место людей, заблокированых на аварийном участке. Поисково-спасательные работы велись в круглосуточном режиме. Подойти к шахтерам мешали непроходимые завалы и сильная задымленность.
В Воркуту прибыл министр Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков. Следом за ним в Заполярье прилетел исполняющий обязанности главы региона Сергей Гапликов. На шахте начала работать правительственная комиссия, которая взяла на себя координацию действий всех экстренных служб. За первые сутки горноспасателям удалось пройти более 2,5 километров.
Для обеспечения безопасности поисково-спасательных работ ведется постоянный мониторинг газовой обстановки в шахте. Специалисты мобильной лаборатории следят за концентрацией метана и углекислого газа. Каждые полчаса горноспасатели приносят им пробы рудничного воздуха.
Эксперты сошлись во мнении, что вероятной причиной аварии стал взрыв метана. Газодинамические явления в лаве продолжаются. Специалисты «Воркутауголь» составили подробную схему возможных мест расположения пострадавших и маршрутов их спасения. Принято решение об усилении группировки горноспасателей. Введен круглосуточный режим видеоконференецсвязи с Национальным центром управления кризисных ситуаций. В Воркуту прибыл генеральный директор компании «Северсталь» Вадим Ларин.
Городская больница скорой медицинской помощи готова к приему пострадавших в результате аварии шахтеров. По словам главного врача Виктора Поляхова, необходимое оборудование и медикаменты имеются. Свою помощь предложили высококвалифицированные специалисты республиканской больницы. К концу первых суток в медучреждении находилось 6 горняков. Состояние их здоровья у медиков тревоги не вызывает.
Ситуацию на шахте контролирует Президент РФ Владимир Путин. По информации МЧС России, к ликвидации последствий аварии привлечено около 500 человек и 90 единиц техники. Родственникам горняков оказывается необходимая психологическая помощь и поддержка.
Не чего в ОАО Воркутауголь не меняется в лучшую сторону. Я старый горняк и точно уверен что если бы не трусость и безграмотность определенных руководителей высшего звена этой аварии небыло. Я надеюсь что шаблаков, тимофеев, найдут в себе мужество посмотреть в глаза тех чьи отцы и дети погибли? Я так вам скажу господа руководители, хватит прятаться за понятие горный удар, скажите правду и понесите ответственность. Искренне жаль товарищей которых кинули в шахте, и не смогли достать и недостанут никогда. Почему вы не слова не написали про то что ребята перестукивались со спасателями, что потеряли время, что ВГСЧ не имеет оборудования способного работать в таких условиях? Бох нам Всем судья, он все видит я уверен.
Андрей Федорович, да, потому то всьо так и получается, что не верят они в Бога. Им проще ежегодно устраивать мероприятия «штоб почтить»! Вот последние два — 18 января («Центральная»,1998) и 11 февраля(«Воркутинская»,2013). Собираются солидные люди из Аппарата, из Администрации, и не очень солидные, но всьо ж начальники профсоюзные и даже сам Мохначук. Денег не жалеют — много цветов, венков, митинги с пафосными речами и…стол. А вот и М. Пасынков сокрушается…»было бы больше народа (в смысле простолюдья там всякого), но коллеги погибших несут круглосуточную ТРУДОВУЮ ВАХТУ»! Все скорбят и горечь утраты не покидает ИХ сердца. Вдруг, вспоминают его…»Дай бог, чтобы эти трагедии были последними» Но почему-то Бог их, Нехристей, не слышит! А жизнь продолжается и надо хоть друг другу, но сказать, что мы, все собравшиеся здесь, «хлеб даром не едим». Вот и Н. Е. Павленко…»мы много делаем для безопасности труда…мы НИКОГДА не должны забывать этот трагический ПРИМЕР». Ему вторит и Шаблаков:»я АБСОЛЮТНО уверен, что шахтерский труд может быть безопасным, и мы будем стремиться к этому !ВСЕМИ СПОСОБАМИ!» А это Гурьев:…»будем помнить о погибших, об их ТРУДОВОМ ПОДВИГЕ, сделаем ВСЕ для того, чтобы такие трагедии не повторялись». И заканчивается всьо это действо красиво:…»возложили цветы на МОГИЛЫ и помянули ИХ за столом (что ж мы, не люди русские, и зря сюда припьорлись?!, помяним и могилы! )». А вот ещьо одна красивость от Тэ Борошниной — «13 погибших похоронены ОТ Азербайджана и Украины до Приморья…» Слов то немного — а сколько смыслов! борошнина, ты Нехристь!
Андрей Федорович. Вы, извините, мудак.
Пока начальники всех мастей не будут отвечать за аварии и травматизм собственными деньгами и шкурой — ничего не изменится! И НИЧЕГО и НИКОГДА не изменится! Власть «власть имущих» — неприкасаема, а их безответственность — беспредельна! Их «дела» живут и побеждают, и их телам ничто и никто не угрожает !
не верю рукводителям, которые не гибнут на ликвидациях, погибнут рядовые спасатели, но эти никогда. Верю офицерам, бросающихся на гранаты, верю погибшему на пожаре начальнику пожарной части.
…потому что они искренно хотели спасти людей — ПО-НАСТОЯЩЕМУ!
Северянину.
А за что вы так Андрея Федоровича обозвали? За то, что он тысячу раз прав? За то, что по вине руководителей погибли люди? И никто за это не ответит? За то, что появится еще одна памятная дата? Лозунг:»больше угля родине» А сколько его надо?!? Какой ценой?
Думаете, Мордашов, Шаблаков и прочие будут сокрушаться по поводу гибели чьих- то отцов, детей, братьев? Выразят скупые слова соболезнования и будут убытки подсчитывать да «репу чесать» где ж теперь уголь брать?
Воркутинке. За что-за что. За Боха ! Правильно — Бах! Э-э, жэншина, ты неправа — не дождешься ты от них скупых слов….
Воркутинке. Андрей Федорович был чуть-чуть не прав, а из-за Вас уже и не чуть-чуть. Почему Вас заботит — сколько угля надо? А не то, что чья, какая, что за родина. Какой ценой? Рыночной! И жизнь шахтеров имеет цену. Или забыли на какой «родине» проживаете? И Мордашов с Шаблаковым будут сокрушаться по поводу гибели…это всьо огромные убытки, о которых Вы потом вспомнили вдруг.