Уже несколько недель в городском выставочном зале работает выставка «Вещдок: папка с эскизами», подготовленная Государственным музеем истории ГУЛАГа.
Руководство этого столичного музея неслучайно выбрало в качестве одной из площадок для проведения выставки наш город. Воркута с ее историей, как никакой другой город может и должна бережно хранить память о трагических событиях середины 20 века.
В проекте «Вещдок» музей истории ГУЛАГа продолжает серию выставок одного экспоната. «Вещдок» – это экспозиции, посвященные уникальным артефактам эпохи сталинских репрессий, вещественным доказательствам человеческой стойкости и неистощимой воли к жизни. Нынешняя выставка посвящена судьбе художника Бориса Генриховича Крейцера (1905–1979). Основой выставки стала авторская папка с эскизами детских игрушек, спроектированных Крейцером в лагерях.
Выставка повествует о судьбе этого художника. Борис Крейцер был талантливым архитектором, книжным иллюстратором, плакатистом. В 1937 году его контакты с зарубежными коллегами привлекли внимание НКВД. По сфабрикованному делу художника приговорили к расстрелу, но чудом – простым и оттого невероятным, – он избежал казни и отправился в лагерь. Находясь в заключение в Коми, Крейцер по приказу НКВД создал серию эскизов детских игрушек. Папка с эскизами сейчас хранится в фондах Музея истории ГУЛАГа. Эта папка – вещдок – свидетельство того, как в тяжелейших условиях человек и художник остается собой, продолжает работать и создавать хорошие добрые вещи. На выставке, посвященной памяти Бориса Крейцера, представлены его эскизы, книги с иллюстрациями, фотографии из личного архива. Это, в том числе, рассказ о жизни художника, работавшего с выдающимися и популярными в 20 веке писателями страны.
Несмотря на кажущуюся простоту выставки она построена с использованием большого числа современных медиа устройств. Еще никогда раньше в нашем выставочном зале не использовалось одновременно столько планшетов, не демонстрировалось такое количество видеоматериалов. Некоторых посетителей привлекла именно эта ее особенность – возможность спокойно, удобно расположившись, прикоснуться к одной из самых непростых страниц отечественной истории.
Главным предметом выставки, без сомнения, стал макет железнодорожного моста, занявший почти целый зал и изображенный на афише выставки. В каком-то смысле и он сам и предлагаемая сегодня выставка – это мост между прошлым и будущим, мост надежный, достоверный, проверенный жизнью одного талантливого и, по-своему, все-таки счастливого человека. А вот какое чудо спасло жизнь Крейцеру в трагическом 1937-м, можно будет узнать, лишь посетив выставку, которая будет работать в городском выставочном зале до конца марта.
Федор Колпаков
Фото Владимира Юрлова