Год театра в России Республика Коми открыла выставкой «Сверхзадача – выжить» в Московском театральном музее имени А.А. Бахрушина, посвященной истории Воркутинского музыкально-драматического театра. С директором театра Еленой Пекарь мы поговорили о значимости этого события для Заполярья, о ярких моментах в жизни театра в уходящем году и, конечно же, планах на год грядущий.
– Елена Александровна, ваши ощущения от этого года?
– Ощущение, что произошло какое-то, в хорошем смысле, сумасшествие. Столько масштабных событий, начиная от открытия Года театра и проведения семи Всероссийских региональных театральных форумов, заканчивая крупными премьерными, гастрольными и фестивальными проектами. На всех уровнях много и подробно говорили о театрах, о их дальнейшей жизни, о том, как сохранить репертуарный театр и помочь в целом российскому театральному движению выйти на более высокий уровень своего развития.
В этом году Воркутинскому драматическому театру присвоено имя его основоположника – главного режиссера Большого театра, профессора Московской консерватории, ученика Немировича-Данченко, заслуженного артиста РСФСР – Бориса Аркадьевича Мордвинова. Событие – более чем знаменательное!
– Год театра в России открыла выставка о Воркуте. Что это значит для нашего театра?
– Выставка «Сверхзадача – выжить» – это одно из громких событий года. О Воркутинском театре заговорили в Москве, на общероссийском театральном пространстве. Московская выставка состоялась в январе, и мы сразу начали вести переговоры по поводу организации этой экспозиции в Республике Коми. И свет в конце тоннеля появился. Когда поняли, что в октябре выставка приедет в Сыктывкар в рамках передачи символа Года театра, были уверены, что дотянем и до Воркуты. И вот в начале ноября выставка приехала в наш город. У истории знакомства с организатором этой выставки Надеждой Мордвиновой определенно есть какой-то ангел, ведь достаточно было только нашего искреннего желания и определенных усилий.
– Сейчас ощущается историческая связь с тем театром?
– Мы способствуем формированию этой связи. Хочется, чтобы эта уникальная история не размылась, не потерялась. Как коллектив ощущает себя в таком театре? Думаю, для всех это что-то свое. Мне очень нравится выражение Мордвинова: «Каждый должен быть полезен театру каждую минуту. Если ты сейчас не занят на сцене, то пойди помоги чем можешь». Конечно, это не дословная цитата, но смысл ее таков.
– Репертуаром этого года довольны?
– В Год театра перед нами стояла, да и всегда стоит, задача «выстрелить». В этом году, мне кажется, каждая наша постановка – попадание в десятку. «Прощание с Матерой», «Женихи», «Буратино», «Касатка», «Зверушкины истории» – все они очень разные, все прочно и крепко сшиты, интересно выстроены режиссерами. Другое дело, что мы пока еще не зашли в современную драматургию, новаторские подходы, которые не предполагают большой масштабной сценографии, а работают за счет внутренней работы актера и режиссерской концепции.
– Готовы к таким экспериментам?
– Мы в ту сторону уже слегка поворачиваем. В ближайшем будущем непременно произойдет такой эксперимент, есть определенные задумки. Хочется какой-то условности на сцене, чтобы все было обеспечено только человеческими ресурсами. Год мы заканчиваем тоже экспериментом – постановкой по мотивам бродвейских шлягеров. Неожиданный формат для нас, к тому же мы впервые делаем такой подарок нашим горожанам. Обычно новогодний репертуар – это детские спектакли.
– Воркутинский драмтеатр в этом году выезжал на гастроли?
– Да, конечно. Первые гастроли – это Усинск в феврале, потом поехали в Салехард. В ЯНАО нет своего профессионального театра, так что мы повезли театр туда, где его нет. В этом нам помог Федеральный центр гастрольной деятельности, который поддержал нашу заявку. В 2020 году планируем обменные гастроли в рамках этой же программы. Хочется, чтобы в Воркуту приезжали другие театры, чтобы наш воркутинский зритель не был обделен творчеством других театральных коллективов, ведь отдаленность Воркуты от центра вполне реальная проблема. Да и нам самим крайне важно позиционировать и представлять свой театр на российских театральных площадках.
– Будете приглашать режиссеров из других городов?
– Ежегодно у нас не меньше двух приглашенных режиссеров. Это хорошая практика. В феврале 2018 года мой переезд в Воркуту сразу совпал с приездом Владимира Акулова с его постановкой «Боинг-Боинг». Потом приехал Линас Зайкаускас, который поставил «Женихов». Захар Комлев – это «Буратино». Сейчас мы ожидаем нового режиссера, с которым будем готовить спектакль для семейного просмотра «Волшебник Изумрудного города».
– «Буратино», «Волшебник Изумрудного города» – это детская классика. Такой репертуар случайность?
– Нет, это закономерность. В таком городе, как наш, в котором еще сохраняется дух доперестроечного времени, классика очень хорошо работает. И, кстати, не только здесь. Помню, когда я только начала работать в театре, мне позвонила зрительница, видимо, мама и спросила: «Почему у вас ничего нет для детей?». Отвечаю: «Как нет? Около десяти спектаклей». Она возражает: «Вы посмотрите на их названия! Почему у нас нет «Красной шапочки», «Золушки», других сказок, на которых воспитывались целые поколения детей?». Честно скажу, она меня ошарашила. Но тогда стало понятно, что именно таких фундаментальных историй не хватает нашим зрителям. И «Буратино» подтвердил мои предположения.
– Расскажите о фестивалях, в которых участвовал театр в этом году?
– Это три серьезных фестиваля: фестиваль Вампилова в Иркутске, фестиваль Достоевского в Старой Руссе и Третий Северный фестиваль в Сыктывкаре. На всех трех фестивалях наш театр блестяще показал свой профессиональный актерский и режиссерский уровень. Другое дело, что сегодняшняя фестивальная практика в большинстве своем не предполагает как таковых наград. Видимо, все мы сейчас ждем других оценок, нам необходим разговор, диалог, обмен и некое многоточие, которое так характерно для творческого процесса. Стать участниками престижного фестиваля – это уже победа. И, если ты попал в фестивальную афишу такого проекта, к тебе априори есть интерес.
– Ваша цель на будущий год?
– Хочется продолжать эксперименты, хочется звучать, и чтобы это звучание было слышно повсюду. Говорю немного абстрактно, но это и есть наша новая Сверхзадача. Ведь именно с нее мы начали Год театра, и сейчас движемся в этом направлении, уже имея определенные достижения. И еще хочется, чтобы в наш театр хотел прийти зритель. Чтобы каждый мог получить то, за чем пришел. Хочется аншлагов, открытий, потрясений, в хорошем творческом смысле, и, конечно, – долгосрочной перспективы нашему театру.
Ульяна Киршина
Фото Владимира Юрлова