В канун Нового года Воркутинский драматический театр имени Б.А. Мордвинова приготовил своим зрителям подарок: музыкальную феерию для детей и взрослых «Бузинная матушка» по пьесе великого сказочника Андерсена.
Перед премьерой мы встретились с режиссером-постановщиком спектакля – лауреатом премии Правительства Республики Коми имени В.А. Савина Юрием Нестеровым.
– Юрий Петрович, почему ваш выбор пал на постановку именно этого произведения?
– У нас в стране пьесы Андерсена впервые напечатали в 1963 году, это малоизвестный пласт творений выдающегося писателя. С пьесой «Бузинная матушка» я познакомился будучи студентом. Это было мое гениальное открытие, с чего я и начал увлекаться творчеством Андерсена. Я уже тогда думал о постановке этого спектакля, но понимал, что в то время она была невозможной.
– С чем это связано? Ведь в пьесе нет никакого политического подтекста.
– Так случилось, что у нас выработался штамп: литература делится на детскую и взрослую. Хотя до середины XIX века такого разделения вообще не существовало: была литература либо хорошая, либо плохая. У каждого человека свой жизненный опыт, свое мировосприятие, и взросление происходит строго индивидуально. Ко всему прочему, почти все люди до своих последних дней остаются детьми. Более того, с возрастом это ощущается все явственней. Тысячелетия люди не понимали, как это: специально писать для детей? Андерсен был как раз одним из них. Есть еще один момент, который определяет Андерсена как писателя и как человека. У него было очень трудное детство. Отец ушел из жизни рано. Мать была прачкой, сильно пила, и Андерсен, будучи ребенком, бегал ей за водкой. Все думали, что из него ничего хорошего не получится, и он просто сопьется. Тем не менее, он всем прогнозам назло вышел не только в люди, но и в великие писатели, кому при жизни в Копенгагене поставили памятник. Он с детства видел всю изнанку жизни, поэтому терпеть не мог сюсюкающей лживой литературу, которую у нас сейчас назвали бы детской. Отсюда идут его жизнеутверждающие сказки, такие как «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Снежная королева».
– Стало быть, ваш спектакль исключительно правдив и показывает жизнь такой, какая она есть, безо всяких прикрас?
– Да, я к этому стремлюсь. Конечно, в музыкальной феерии для детей и взрослых «Бузинная матушка» совершаются чудеса, волшебные превращения, но я стараюсь показать это прямо, без какой-либо поправки на возраст. Думаю, такая подача будет одинаково интересна и детям, и взрослым. В чем прелесть Андерсена? Он писал для людей, которые любят жизнь и верят, что в мире есть что-то, что делает эту жизнь прекрасной.
– В чем, по-вашему, секрет успеха сказок Андерсена?
– Андерсен, в первую очередь, помогает людям становиться сильными и уметь ценить жизнь. Ему все давалось с колоссальным трудом, и точно такие же его герои. Они идут к своей заветной мечте через все трудности и преграды, какие только существуют. И становятся победителями. Со временем Андерсен перестал называть свои произведения сказками и стал называть их историями.
– Если вернуться к пьесе «Бузинная матушка», почему вы сделали ее именно музыкальной?
– Если не брать в расчет Театр кукол, то наш театр – единственное профессиональное зрелищное учреждение в Воркуте, куда может прийти воркутинец для культурного отдыха. Поэтому наш театр должен быть многожанровым – и музыкальным, и драматическим, чтобы удовлетворить вкусы всех воркутинских театралов. К слову сказать, Андерсен писал свою пьесу «Бузинная матушка» для нового театра «Казино» в Копенгагене. Это был театр новой формации, открытый не только для аристократов, как было заведено в то время, но и для простого люда. В нем ставились яркие разножанровые спектакли, бурлеск. И вот этот бурлеск, который мы назвали феерией, очень ярко выражен в нашей пьесе. Она очень музыкальная, шумная, необычная, она и фантастическая, и сказочная, и трогательная, и смешная. Она не подходит ни под какие стандарты.
– Насколько Андерсен актуален в наши дни?
– Я думаю, Андерсен очень помогает в жизни. Лично мне, когда тяжело, достаточно почитать Андерсена, чтобы зарядиться энергией, почерпнуть из его чудесных историй новые силы и дополнительные резервы организма. Герои его произведений – обычные люди, как мы с вами. Они также любят, также страдают, также совершают ошибки. Наша музыкальная феерия не исключение. Более, того возрастной ценз нашей пьесы – от шести лет и до глубокой старости, главное, чтобы в нашем предполагаемом зрителе не угасло детское восприятие мира. Первый герой, появляющийся в нашей истории – Фантазус – говорит: «Возьмите веселое воображение детей!». Именно легкость и непосредственность нам помогают долго оставаться молодыми.