Бизнес в крупных городах и городах-курортах, благодаря туристам, за лето может заработать половину годовой выручки. В Воркуте, наоборот – город пустеет до такой степени, что некоторые магазины предпочитают проплатить аренду и закрыться на три месяца, чтобы не работать себе в убыток. Мы узнали у воркутинских предпринимателей из разных сфер, как они борются с несезоном.
У детского магазина летом клиентов становится значительно меньше. Главные посетители уезжают на каникулы, часто вместе с родителями. Владелица магазина «Бегемотик» Татьяна Белошкурская отмечает, что сезонный спад начинается в июне и продолжается до середины августа.
– Мы с этим не боремся. Пару лет назад пробовали делать летние распродажи, но поняли, что в этом нет смысла, ведь если нет людей, то кому они нужны? Закрываться мы не собираемся, менять режим работы тоже. Остается только ждать, терпеть, заранее откладывать деньги на оплату аренды и зарплат сотрудникам.
По словам заместителя директора кафе «Ролл» Артема Семяшкина, летом количество гостей снижается, но не критично.
– В выходные вообще полная загруженность: кто остается в городе, все равно приходит кушать роллы. В теплые дни мы вводим сезонное меню с окрошкой и другими летними блюдами, – рассказал Артем. – С кадрами у нас тоже проблем нет. Конечно, повара уезжают в отпуск, но это не отражается на работе зала. Мы организуем работу так, чтобы в каждом цеху было нужное количество сотрудников и посетители не ощущали, что кто-то в отпуске.
В цветочном салоне «Живые цветы» ситуация сложнее. Его владелица Александра Прияткина говорит, что в июле салон работает в минус.
– Примерно с середины июля и до середины августа у нас спад торговли. Это очень тяжело, но закрываться не вариант, ведь есть же постоянные покупатели, которые остаются в городе. Мы уменьшаем объем закупок, но ассортимент сохраняется. Выбор цветов есть всегда, независимо от сезона. Лучше мы будем работать в убыток, чем расстроим своих клиентов.
У Натальи из салона красоты «Мармелад» летом другая проблема: недостаточно сотрудников, чтобы принять все заказы.
– У нас всегда есть люди, и летнего спада в салоне не наблюдается, – рассказала Наталья. – Сложность в том, что мастера по очереди уезжают в отпуск и из-за недостатка «рук» мы не можем охватить всех желающих. Иногда даже приходится отказывать людям просто потому, что все мастера заняты.
Управляющий спортивным комплексом «Беркут» Виталий Шаганов рассказал, что в их сфере многое зависит от того, когда именно люди уезжают в отпуск.
– Есть разные виды посетителей. Есть спортсмены, которые ходят всегда, независимо от сезона. Уехал в отпуск, отдохнул, вернулся и продолжил. Есть такие, которые немного позанимаются и бросают. Кто-то из отпуска возвращается и начинает заниматься собой, другие, наоборот, приходят только за месяц до отъезда.
Антонина Могильда