«МВ» поговорила с театральными кассирами и узнала, почему люди редко покупают билеты заранее и что популярнее: драмы или комедии.
Ирина Метелькова, билетный кассир Государственного театра кукол Республики Коми:
– В театре я работаю 4-й сезон. Даже дату начала работы запомнила: 14 октября 2014 года. До этого много лет работала бухгалтером в системе ЖКХ, к постоянному общению с людьми привыкла. Даже так скажу – делаю это с удовольствием. Конечно, приятно осознавать, что я причастна к театральному искусству. У нас ведь театр направлен в первую очередь на детей, и так радостно видеть, как они приходят с родителями, как удивляются происходящему на сцене, как сопереживают героям. Вот на новогодней сказке наша артистка Женя Сабурова играла Бабу-Ягу, потом перевоплощалась в принцессу Будур и учила детей восточным танцам, а затем вновь была Бабой-Ягой. И одна девочка ей говорит: «Баба-Яга, а нас сейчас принцесса танцам учила, давай мы и тебя научим!». Не узнали! И так за этим интересно наблюдать. Ведь и взрослых пронимает! Я сама видела все спектакли, дочки – у меня их четверо – с внуками регулярно в театре бывают. И вот случай: дочь так впечатлила игра Катерины Вейнгард в «Жемчужине Кохару», что у нее, взрослого человека, были слезы на глазах.
Радует, что у нас есть постоянные зрители. Многие детки буквально растут на наших глазах. Чаще ходят, конечно, с ребятами до 6-7 лет. Потом школа, кружки, не всегда есть время. Но вот ходят мама с сыном – тоже, видимо, с какой-то секции бегут, опаздывают, но приходят, смотрят. Есть семьи, которые ни одного спектакля не пропускают. Кто-то конкретные постановки ждет. Женщина недавно спрашивала, когда будет «Авария, стой!». Ее дочери так понравилось, что она еще раз сходить хочет, но на этот раз с папой, чтобы и он посмотрел.
Заранее редко билеты берут – и с погодой не угадаешь, и болеют дети периодически, поэтому ажиотаж обычно в день самого спектакля. Но на Новый год начинаем продавать билеты уже в середине ноября и к декабрю почти все распродано. Поэтому всегда заранее всех предупреждаю: «Берите, а то потом может и не быть». О премьерах, конечно, рассказываю. Часто спрашивают: «О чем спектакль?». Поясняю, говорю, сколько по времени идет – не все детки могут долго высидеть. А остальное в целом бухгалтерская работа: накладные, отчеты, сдача кассы… Вот такая профессия.
Людмила Шабухина, кассир Воркутинского драматического театра:
– В этом году исполнилось 18 лет, как я работаю театральным кассиром. Первый год в театре работала на вахте, но кассир тогда часто была на больничном, я ее заменяла и в итоге полностью перешла на эту должность. К тому же, до этого много лет работала экономистом, работы с деньгами и бумагами не боялась. Я дотошная, люблю возиться со сметами, накладными, цифрами. Мне не доставляет это дискомфорта. С людьми тоже общаюсь с удовольствием. Да и вообще не могу без работы, не представляю себя бесцельно лежащей на диване.
Конечно, все зрители разные, не всегда в настроении приходят за билетами, но ко всем ищу подход. Работаем же не для себя, а для них. И для артистов, конечно. Хочется, чтобы люди приходили и наслаждались нашими спектаклями, а часто это зависит от предпочтений: кто-то только комедии любит, кто-то наоборот драмы. Поэтому всегда советую, что из нашего репертуара лучше посмотреть. Есть постоянные зрители. Их предпочтения знаю, могу сразу сказать: «Вот у нас новая комедия, вам понравится». Даже места, которые они выберут, знаю наперед. Ходят, например, отец с сыном уже много лет. Они всегда берут один и тот же ряд, одни и те же кресла.
Весь репертуар нашего театра видела: какие-то на сдачах, какие-то уже вместе со зрителями смотрела. Да и до работы в театре с сыном на все сказки ходили. Вижу, что воркутинцы больше любят веселые спектакли. Все-таки север, жизнь непростая, хочется чего-то яркого, комедийного. Хотя, многие постоянные зрители выбирают драмы, чтобы можно было сопереживать герою.
Сейчас внедряется система продажи билетов через Интернет. Это дополнительные обязанности. Например, надо своевременно вносить в базу уже проданные через кассу билеты, чтобы онлайн-покупатель видел, какие места еще свободны. Может быть, когда-то техника нас полностью заменит и в должности театрального кассира и вовсе отпадет необходимость, но пока работаем, в кассах все же покупают чаще, чем через Интернет.
Не могу не отметить нашего администратора Виктора Овчарова. Он проводит большую работу по реализации билетов, общается с организациями, школами, колледжами, договаривается с ними. Он – большой молодец, умеет найти подход. Можно сказать, работаем с ним в тандеме.
Ольга Иванова