В Воркуте побывал Иван Ширяев, который путешествует по стране четвертый год. Его цель – посетить все 1 112 городов России. Он преодолевает расстояния автостопом и ночует в пожарных частях.
– Как появилась идея ночевать в пожарных частях?
– Однажды в Магаданской области мне потребовалась помощь МЧС: мы с другом чуть не утонули в горной речке. Так я побывал внутри пожарной части. Увидел, что там есть кровати, кухня, душ и очень гостеприимные сотрудники. Поначалу бывали отказы. Потом стал обращаться к региональному начальству МЧС. И с каждым субъектом я начинаю знакомство с центрального города, где есть МЧС: договариваюсь с ними, а они уже рассылают информацию по своим подразделениям.
– Обычный путешественник захотел переночевать в пожарной части, что ему надо сказать? К кому обратиться?
– Я никому не рекомендую следовать моему примеру. Как правило, человеку с улицы, у которого нет каких-то связей с МЧС, скорее всего, отказывают. Сейчас все стало строже, все боятся террористов. А путешественник – это человек с большим рюкзаком, он сразу вызывает подозрения.
– Вы преимущественно путешествуете автостопом, а как добрались до Коми?
– До Сыктывкара, Микуни, Емвы, Ухты и Сосногорска автостопом, а дальше – поездом.
– В Воркуту приехали с традиционным большим рюкзаком? Что сейчас в нем?
– Самое необходимое: палатка, спальник, кое-что из теплых вещей, продуктов, маленькая газовая плиточка с баллоном, литровая металлическая кружка для приготовления пищи, зарядное устройство, средства гигиены.
– В Воркуте что понравилось?
– Первое впечатление несколько тягостное из-за обилия заброшенных домов, но люди здесь отзывчивые, гостеприимные, в общем-то, как и везде.
– Удалось познакомиться с коренными жителями?
– С коми – да, с ненцами – не особо. Когда ехал в Лабытнанги, видел в поезде женщин в национальных одеждах. Очень необычно: коренные малочисленные народы Севера в других регионах национальную одежду надевают только на праздники.
– Заранее ищете, что посмотреть в новом городе?
– Чаще всего, да. Мне интересны какие-то неформальные достопримечательности, например, необычные памятники или интересные граффити. Вот здесь обнаружил на улице Мира две пятиэтажки со словами «Слава КПСС» и «Миру – мир». Интересный объект, причем свеженький. Не то, что осталось со времен СССР.
Я стараюсь узнать об истории города какие-то подробности, хотя бы на уровне краеведческого музея или статей из «Википедии».
– Привозите что-либо из городов, которые посетили?
– На покупке магнитов можно разориться, а я путешествую с минимальными затратами. Мне один парень рассказал про советского путешественника Глеба Травина. Так вот он в каждом населенном пункте ставил печать. Мне эта идея понравилась, теперь у меня есть блокнот, в который я ставлю печати в каждом городе.
В Воркуте мне подарили очень хороший туристический путеводитель и книгу стихов украинских поэтов и писателей, которые были сюда сосланы.
– Сколько печатей уже в вашем блокноте?
– Воркута у меня по счету 304-й город, печатей чуть меньше, потому что ставлю их не с начала проекта.
– У вашего проекта есть спонсоры?
– Серьезных нет. В основном, обеспечиваю себя сам. Иногда подрабатываю по строительству. Случается, помогают отдельные граждане, которым нравится идея проекта.
– Дома редко бываете? Как работаете?
– Весной и осенью. Где-то девять месяцев в году посвящаю путешествию. А работа сама находится. Автостоп – это общение с новыми людьми. Нередко бывает, предлагают какую-то помощь сами, в том числе, и с заработком. Например, на Сахалине я провел зиму, в это время года путешествовать не очень комфортно. С руководителем предприятия познакомился на трассе – «застопил» джип. Так появилась работа, жилье. Смог обновить снаряжение, купить фотоаппарат, телефон.
– В начале путешествия у вас были какие-то сбережения?
– Нет, поехал почти с пустым карманом. Я 11 лет был очень активным членом «Свидетелей Иеговы». И когда разочаровался, нужно было занять себя чем-то новым. Получилось спонтанно: просто сел и уехал в Ростов-на-Дону. По-моему, всего пять тысяч у меня было, почти все ушли на оплату съемного жилья.
– У вас есть любимая женщина?
– Подруга старается приезжать ко мне в каждый сотый город. Мы с ней вместе посетили Сыктывкар и Микунь. Она не любит путешествовать, и я с кем-то вместе не хотел бы. Сложнее попутку поймать, ночлег найти. Да и когда в путешествии есть четкая цель, вместе с кем-то ее достигать труднее и дольше.
– Как за два дня можно узнать город?
– У меня нет цели досконально изучить его, я хочу поверхностно осмотреть главные достопримечательности и поделиться своими впечатлениями.
– Сколько лет планируете путешествовать?
– Еще лет пять. Но, возможно, этого времени не хватит: есть труднодоступные города, куда только по воздуху или воде можно добраться. Или закрытые.
– А когда побываете во всех городах, что будет дальше?
– Это не скоро будет, а там время покажет. Может быть, захочется продолжать путешествие и какие-то новые проекты осуществить, может, осесть на одном месте, обзавестись семьей.
Явно какой то сектант. И нигде не работает, на что живет?
Он пьёт кровь христианских младенцев!