Высшее почетное звание выдающемуся градостроителю 19 августа присвоил Глава региона Владимир Уйба. В документе отмечено, что награда участнику Великой Отечественной войны, ветерану строительной отрасли региона Михаилу Пеймеру назначена за трудовые успехи, многолетнюю плодотворную деятельность, способствующую развитию и процветанию республики.
…Михаил Николаевич родился 25 февраля 1923 года в Харькове. Летом 1942 года поступил в Московское Гвардейское военное училище артиллеристов-ракетчиков. Курсантом участвовал в сражении за Москву на Волоколамском шоссе и весной 1942 года получил звание лейтенанта. Михаил Пеймер воевал на фронтах Великой Отечественной войны в составе 72-го Гвардейского полка ракетных войск. До августа 1942 года был командиром огневого взвода 338-го дивизиона, начальником разведки 337-го дивизиона на Брянском фронте. В октябре 1942 года был назначен командиром батареи 336-го дивизиона, вступил в партию.
Михаил Николаевич прошел всю войну: участвовал в освобождении Белоруссии и Литвы, разгроме гитлеровских войск в Восточной Пруссии, но был арестован по доносу офицеров и получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей и пять лет поражения в гражданских правах после окончания срока. Наказание отбывал в Воркутлаге. В лагере трудился на шахте комбината «ВоркутаУголь», сначала простым шахтером, затем геодезистом и начальником планового отдела, возглавлял бригаду строителей. За три года работы Михаил Николаевич заработал такое количество «зачетов», что был освобожден досрочно, но вынужден остаться в Воркуте. По направлению руководства поступил в Кемеровский горный институт и прошел длинный путь от мастера до заместителя руководителя комбината «Печоршахтострой». Жилые дома, коммуникации к ним, дороги и крупнейшие сооружения инфраструктуры Воркуты – это все Михаил Пеймер.
– В Ленинграде была учреждена Северо-Западная Бассейновая инспекция. У этой инспекции были очень большие полномочия. Они были непременными участниками приемных комиссий, когда сдавали все объекты в эксплуатацию, – рассказывает Михаил Николаевич. – Инспекция поставила перед комбинатом «ВоркутаУголь» условие: если на шахтах, в городе и поселках не будут построены очистные сооружения, чтобы очистить от всех сбросов реку, в которую на нерест заходит рыба, инспекция подписывать акты не будет! Меня послали в командировку в Харьков, потому что там был институт «Южводоканалпроект». И там был такой главный инженер Игорь Шпектор, который начал проектировать воркутинские очистные сооружения. В очередную мою поездку в командировку я его попросил поехать со мной в Воркуту. Он поехал да так и остался!
В то время город очень нуждался в воде: река Воркута промерзала зимой до самого дна, и обеспечивать население питьевой водой было невероятно сложно. Сделали реконструкцию плотины ТЭЦ-1, но это не помогло. Тогда появился проект водозаборных сооружений на реке Усе. Плотина, мощные насосы, компрессоры и далее водовод с трубами 420 миллиметров, проект которого был подписан Леонидом Брежневым лично. Эту стройку тоже поручили Михаилу Николаевичу Пеймеру.
Кроме того, северному городу нужно было тепло. ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в основном давали электроэнергию, тепловой не хватало. Тогда было запроектирована Центральная водогрейная котельная (ЦВК), и Михаил Николаевич приступил к строительству. В то же время многие угольные поля оказались почти отработаны действующими угледобывающими предприятиями, встал вопрос о реконструкции шахт в одном поле, но на более глубоком горизонте. Так появился проект объединения шахт № 17, 18 и 25 в нынешнюю «Комсомольскую». Им также занималось управление Михаила Пеймера.
– К 1978 году все эти проекты были завершены, и меня отпустили на пенсию! – завершает свой удивительный рассказ Михаил Николаевич.