Главный редактор газеты «Моя Воркута» Антонина Борошнина пришла к неутешительным выводам: воркутинцы все чаще удивляются вежливости в их адрес.
Вы вежливый человек? Насколько вежливый? Здороваетесь с продавцами в магазине? С охранниками на предприятии?
Я – всегда. Причем настолько часто и обязательно, что очень сдерживаюсь, чтобы не поздороваться со всеми сидящими в салоне автобуса, куда захожу. Хотя что сдерживаться-то? По моему мнению, адресно произнесенное «Добрый день» может спасти от колбасы с истекшим сроком годности или подгнивших помидоров. При этом я не очень люблю вступать с незнакомыми людьми в длинные разговоры, но элементарную вежливость – «здравствуйте», «будьте добры», «я вас благодарю» – считаю обязательной в любом месте.
Представьте ситуацию: в автобусе вы сидите на сидении у прохода, ваш сосед, у окна, неожиданно поднимается. В этот момент мне всегда хочется спросить: «Штаны застряли в одном месте?», потому что я уже знаю, что сейчас он ни слова ни говоря начнет пробираться через меня к выходу. Я в аналогичных ситуациях непременно извиняюсь у сидящего рядом: «Мне придется вас побеспокоить».
Если начинаю разговор, в ходе которого хочу высказать претензию, то мои первые слова «Помогите мне разобраться, пожалуйста».
Всегда благодарю, если мужчина придержал дверь. Благодарю громко и внятно, глядя в глаза незнакомому рыцарю. Прилагательные «испорченный, гнилой, плесневелый» в отношении продуктов питания заменяю на «печальный». Это всегда очень смешит продавцов, и они без разговоров меняют батон колбасы или огурцы на «веселые».
Я стараюсь говорить «спасибо» работникам общепита, желаю удачного дня таксистам и с пониманием отношусь к занятости работников регистратуры. Я разговариваю вежливо, даже если собеседник изначально агрессивно настроен. В большинстве случаев ласковое слово побеждает, помогает утихомирить невежу.
Разговариваю вежливо и приветливо со всеми, вне зависимости от ранга и профессии человека напротив.
И вот вам мои наблюдения. К сожалению, даже простое «здравствуйте» удивляет очень многих работников предприятий и организаций. Это плохо. Это означает, что здороваются с ними редко.
Рядовые граждане с опаской озираются на «благодарю вас». Это тоже плохо – им редко говорят такие слова.
О вежливости.Вчера нам пришлось вызывать маме сначала скорую помощь, а потом участкового врача. Девочки скорой умнички, сделали всё, что надо было. Участковый врач ул.Суворова Алехнович (имя и отчество не знаем, представится он нужным не посчитал) пришёл, нахамил и ушёл. И остались мы с открытыми ртами, недоумением, чем же мы вызвали такое отношение и гадким чувством грязи. Говорят, что участковых врачей не хватает, но такие «врачи» это уже перебор. И так стараемся лишний раз в нашу поликлинику не обращаться. У кого пенсионерам искать помощи?
Может и не в тему, но напишу тут.
МВ от 30 марта. Колонка редактора. «…считаете, что раскрывать секреты мастерства начинающим коллегам чреватЫ потерей мастерства?»
«Потеря мастерства» редактора тут налицо. )
Вы, Дмитрий, конечно, никогда не ошибаетесь?
Я не работаю редактором в газете. ) Но когда пишу что-то, то проверяю.
Вообще, непривычно читать такое от профессионала, работающего в газете. У вас газету выпускает один человек? Если так, то ошибки понятны и не являются чем-то уж очень необычным.
И ещё одно. Что побудило Вас написать не что-то типа: «бывает, учтём», а переводить стрелки на меня? Профессионализм?
Дмитрий, конечно, бывает и, конечно, учтем.И газету выпускает не один человек, но это не страхует от ошибок. А что вас, Дмитрий, побудило поговорить об одной орфографической ошибке, а не колонке в целом или в целом о газете?
Что побудило? А вот Ваша хорошая статья и побудила. Вы пишете, что люди удивляются вежливому обращению. Но сейчас всё чаще люди не удивляются «корявому» языку. Многие даже не понимают, что та или иная фраза или слово не верны. Уровень знания языка упал. И в Вашей газете это тоже не единичный случай. А вы стрелки на меня переводите. Редактор. У меня в аттестате по русскому языку стоит твёрдая тройка. Вы не представляете, как я благодарен своим учителям. «Наша» тройка соответствует нынешней пятёрке с плюсом.
Навскидку. «Вес агрегата ограничен 80 килограммами.» Восемьдесят килограммами? Зачем сокращать это числительное, если можно написать «восьмьюдесятью» или «восемьюдесятью»?
Вот это и побудило. Тем более статья была про «профессионализм».
Уровень языка действительно упал, и в нашей газете это не единичный случай, но странно, на мой взгляд, об этом рассуждать выцарапав одно неверное слово. Я не переводила стрелки) Просто надо различать: ошибка действительно от незнания элементарных правил и ошибка техническая.Что касается числительных, то в газетной верстке существует очень много требований, в том числе и по их написанию. И про профессионализм я писала несколько в другом ключе)
Троечник нашел у умной женщины (отличницы) ошибку и радуется, как ребенок!! Статья про вежливость, а не про грамотность! Я не совсем согласна, как раз в Воркуте еще вежливость присутствует более или менее, а вот в Центральной России (был случай) на фразу «будьте добры» оборачивается весь троллейбус…
Спасибо, Мария. Вот, собственно, таких историй из жизни и ждала)) Интересно, но часто проводники в поездах сравнивают пассажиров-воркутинцев и пассажиров в средней полосе. С последними, говорят, вообще разговаривать невозможно.
На протяжении всей статьи явственно прослеживается две мысли.
1. Я ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК (очень вежливый, интеллигентный, и, вообще, явно лучше вас настолько, что имею все права по-у-чать)
2. Вся суть Вашей вежливости сводится к получению выгоды. В виде свежей колбасы, например.
Это не вежливость. Это продуманность.)
Да, я такой человек, и я — автор колонки, но явно не лучше окружающих. Хотя… Обратите внимание: написала колонку, хотела ее обсудить, узнать мнение читателей, истории из жизни воркутинцев. Что в итоге? Половина собеседников решили, что я неграмотная, продуманная эгоистка с завышенной самооценкой)Не получилось диалога, жаль( Объясните, почему у нас всегда переходят на личности? Интереснее обсудить автора, чем предложенную тему? Почему? Своя личность недостаточно интересна? И, поверьте, Светлана, мне даже за мою вежливость не всегда достается свежая колбаса.
Уважаемый редактор! В этой конкретной статье Вы выражаете своё личное мнение,тем самым наделяя нас возможностью «переходить на личости». И Вы, безусловно, имеете полное право на свою точку зрения, а также на возможность её озвучивать. В таком случае и читатели Вашей колонки, наверное, имеют право на своё отношение к Вашей точке зрения, не правда ли?
Стоит отметить, что перехода на личности всё-таки не состоялось. Обсуждению подвергается смысл статьи.
Что касается непосредственно темы, то вежливость лежит в человеке на более глубоком уровне внешних её проявлений. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения.А для этого необходимо иметь внутренний стержень и какое-то. .. благородство, если хотите.
Конкретный пример здесь, пожалуй, будет уместен: не вежливо размещать картинки, оскорбляющие чувства верующих, Вы со мной согласны?)
Согласна, но не во всем. В статье я выражаю свое личное мнение, потому что это моя колонка и такой у нее формат. Но, видимо, мы по разному понимаем выражение «имеют право на своё отношение к Вашей точке зрения». Что касается темы — спасибо за прекрасные мысли о том, что такое вежливость. И последнее:я не имею отношения к размещению картинок в группе и на сайте, этим занимается другой редактор, и да, я с вами согласна, случился перебор)
В любом случае, спасибо за статью. Не раз за сегодняшний день ловила себя на мыслях о вежливости.) И поняла, что вокруг меня море вежливых людей! Так что, спасибо за беседу, которая заставила ещё раз «оглянуться вокруг»)))