Корреспондент «МВ» Тимофей Гончарук написал о том, как в современном мире пытаются манипулировать сознанием человека.
Вы всегда уверены, что выбираете какие-то вещи добровольно? Что вы сами захотели купить футболку, которую вы надевали пару раз? А что, если вас заставили?
Я не страдаю паранойей и не верю в теории заговоров. Но мне известно, что нас заставляют делать тот или иной выбор. Например, рекламщики, показывающие домохозяйку, к которой соседка приносит идеальный стиральный порошок. Согласитесь, было бы странно, если бы чистящее средство обсуждали мужики, сидящие в гараже? Речь идет о создании образа покупателя.
Впрочем, часто встречаются несовпадения. Иногда их можно объяснить тем, что наши креативщики предпочитают копировать идеи у западных коллег. Давно ли вы встречали главу семьи, просящего сварить вместо борща быстрорастворимую лапшу?
А еще есть мерчендайзеры, которые раскладывают товар так, чтобы он бросался в глаза. Они-то знают: большинство не будет заглядывать на нижние полки, а купит то, что увидит сразу. И этот товар будет гораздо дороже.
Нами манипулируют постоянно – от рекламы до выпусков новостей, которые подают материал так, чтобы у зрителя сложилась правильная точка зрения.
В 1998 году руководство аэропорта в Амстердаме задумалось над сокращением расходов. Очень много денег уходило на уборку мужского туалета: джентельмены, посещая туалет, не всегда были меткими. Тогда в каждом писсуаре появился рисунок мухи, в который и стали целиться мужчины. Расходы на уборку снизились на 80 процентов.
Этот эксперимент лег в основу новой стратегии. Термин «надж» переводится с английского как «легкий толчок локтем». Ученые пришли к выводу, что, зная психологию, можно заставлять человека делать выбор. Среди жителей Калифорнии распространили информацию о том, сколько экономят их соседи на электроэнергии. Это стало эффективнее, нежели информация о том, сколько можно сохранить денег, если тратить меньше электричества.
Оказалось, что у человека есть две системы мышления. Первая – автоматическая и эмоциональная, вторая – медленная, требующая усилий. Внимание и способность рассуждать логически – ресурсы небезграничные. Поэтому большинство рутинных задач выпадает на долю первой системы, а это ведет к огромному количеству ошибок.
В правительствах некоторых стран уже появились специальные подразделения, которые работают над применением надж-технологий. Поэтому не удивляйтесь, если поступите вопреки своим принципам.
И это всё? Вся статья???
Бездельник, это не статья, это колонка. Они, как правило, не имеют больших объемов.
Ну даже в «колонке», ожидалось какого-то своего мнения на заявленную тему. Вы бы хоть написали: это плохо. Или:это хорошо.А так… выдернутые из контекста чужих статей отдельные факты, которые Вы зачем-то утрамбовали в одну какую-то «колонку»…
Ну даже в «колонке», ожидалось какого-то своего мнения на заявленную тему. Вы бы хоть написали: это плохо. Или:это хорошо.А так… выдернутые из контекста чужих статей отдельные факты, которые Вы зачем-то утрамбовали в одну какую-то «колонку»…
А вам обязательно надо указать хорошо это или плохо? Самой-то подумать — нет?
А вам обязательно надо указать — хорошо это или плохо? Самой-то подумать — нет?