Лето 1937 года. В районе рабочего поселка Рудник, который в эту пору именовался в официальных документах как первое отделение Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР, было необычно оживленно. По всему видно, обитатели поселка, и вольные, и заключенные, готовятся к чему-то новому и масштабному. И было о чем волноваться. В 1937 году началось строительство шахты № 1.
Этому предприятию предстояло стать первым по-настоящему индустриальным объектом растущего Печорского угольного бассейна. В 1937 году тяжело было представить, что в условиях Заполярья шахта будет ежегодно выдавать на-гора 810 тысяч тонн угля, практически подбираясь к миллиону тонн. «Миллион тонн» – в середине 1930-х годов это звучало как сказочное заклинание, было волшебством.
Пять лет, не смолкая, летом и зимой на строительной площадке шахты звучали гаммы строительных работ: звенели топоры, молотки, бодро шуршали пилы. Украшением шахты, да и всего поселка Воркута стало здание, говоря сегодняшним языком, административно-бытового комплекса. В то время его все чаще называли шахтоуправлением. Автором проекта этого здания был выдающийся отечественный зодчий ХХ века Вячеслав Константинович Олтаржевский (1880-1966).
В 1924-1935 гг. архитектор был командирован в США для ознакомления с современными строительными технологиями, окончил экстерном Нью-Йоркский университет, работал на высотном строительстве в Нью-Йорке, по его проекту в Нью-Джерси был выстроен курорт «Королевские сосны». Его конкурсный проект площади маршала Фоша в Париже, выполненный в США и привлекший внимание Н.И. Бухарина, впоследствии и привел Олтаржевского на скамью подсудимых. В СССР Олтаржевский участвовал в проектировании архитектурного ансамбля Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, будущей ВДНХ.
С 1939 по 1942 год архитектор отбывал наказание в Воркуте. Вячеславу Константиновичу, можно сказать, повезло. В Заполярье его не отлучили от профессии. Работая в проектной конторе «Воркутстроя», он создал несколько проектов. Среди них – дом начальника комбината «Воркутауголь» (не сохранился), техническое здание одного из управлений комбината, которое за его длину называли «лежачим небоскребом» (не сохранилось).
Важнейшим объектом, над которым в Воркуте довелось потрудиться Олтаржевскому, стало здание шахтоуправления «Капитальной». Двухэтажное здание стало одной из первых капитальных построек города. Оно всем своим видом отличалось от сооружений, которые уже были созданы до этого.
Обширная линия фасада, пилястры, формирующие некоторое подобие полупортика, широкие оконные проемы и оригинальный фронтон, как фонарем, украшенный метеобудкой. Все это было в диковинку для Воркуты начала 40-х. Стоит признать, что именно шахтоуправление «Капитальной» стало зачинателем того неповторимого архитектурного стиля, за который город любили и любят уже многие поколения воркутян и воркутинцев.
Олтаржевский стал человеком, вокруг которого начал формироваться корпус архитекторов Воркуты. В отдельных работах прославленного В. Н. Лунева, например, творческий почерк В. К. Олтаржевского читался очень ясно.
А зданию шахтоуправления была уготована длинная жизнь. В наше время в его стенах располагается туберкулезный диспансер.
Научный сотрудник Воркутинского музейно-выставочного центра Федор Колпаков
А где у нас сейчас противотуберкулезный диспансер? О каком здании речь?
Между площадью Кирова и Пионерской — там раньше детская больница была. Белое трехэтажное здание
тЫГм