Это история о множестве жизненных трудностей и одном твердо и верно принятом решении. Это история Ольги Сапроновой, которая несколько лет назад осталась без рабочего места и создала его себе сама. «МВ» публикует монолог воркутинки, которая просто искала работу, а нашла дело всей жизни и считает себя счастливой.
Я росла очень болезненной девочкой. Я инвалид. Просто раньше такой диагностики не было, как сейчас. И где-то в 2002 году мне поставили этот диагноз, с того времени я «на группе». Я благодарна жизни, что меня не признали инвалидом раньше, а то я не смогла бы родить. У меня трое сыновей.
Я из поколения 90-х, с сокращениями и ликвидациями предприятий сталкивалась неоднократно: швейная фабрика, госпиталь, военные учреждения, детские сады. Я в очередной раз попала под сокращение. Плюс ко всему привезла родителей в Воркуту. Конечно, со своими проблемами я никакому работодателю была не нужна: у них в 17 часов совещание, а мне надо в больницу.
Бизнес-инкубатор…
Год назад произошел какой-то толчок. Тогда у меня жизненная ситуация так сложилась, что мне пришлось привезти двух очень тяжелых родителей, сама в таком статусе – под сокращением, возраст уже не позволяет культмассовиком бегать-прыгать. Я приняла решение: раз у меня по группе все равно есть пенсия, у меня нормальная полная семья, муж работает – просто буду заниматься репетиторством по чуть-чуть. Чтобы начинать не на авось, хотелось все узнать, что и как. Мне предложили обратиться в Центр занятости. Я пришла туда, объяснила ситуацию, мне тут же дали понять, что с моим здоровьем устроить меня будет тяжело. Но коман да в Центре – класс. Говорят: «Давайте сначала на бизнес-инкубатор сходите, посмотрите, взвесите, попробуете».
Я писала бизнес-план первый раз в жизни, думала, с ума сойду. Я сидела, честное слово… Я баранчик такой была. Я учителей в бизнес-инкубаторе достала. Я всегда после занятий оставалась, и мне, как блондинке…
У нас любой бизнес подразумевает большой доход… Нужно так его строить, чтобы потом получать большой доход, чтобы дальше развиваться. Для меня слово «развитие» – это закупить всю программу «Монтессори», развитие – я хочу резинки специальные такие к стенкам, потому что любой инвалид – это очень малая масса тела. Я не терапевт, но знаю, что они даже на карандаш не давят. И когда я с этим толкнулась – вот это хочу скорректировать, вот это хочу подцепить. Нашла человечка, который мне объясняет, что и как делается, начала уже что-то закупать по чуть-чуть для спортивной комнаты. «Сарафанным радио» я за полтора месяцев набрала 80 ребят. А потому что у меня есть свое «я», я знаю, что делаю, я работаю на результат – у меня не игровая зона.
… и медузка на палочке
Я просто делаю, что я люблю. Мне нравится разрабатывать дидактические материалы. У меня все шкафы забиты, почти все моими руками сделаны – мне нравится интересоваться различными программами, и я работаю индивидуально на каждого ребенка. Доход… Не сказать, что большой, он – сезонный, но стабильный, потому что я и обычных детей набрала. Начиналось все вообще с какого-то старого стола, который мне бесплатно отдали, с маленькой комнатки…
Я до многих программ дошла практически своим умом. Я человек творческий, очень творческий, и мне всегда казалось, что заинтересовать ребенка… Вот как мы в кружки отправляем: отправили крючком научиться вязать, через месяц-два ребенку может надоесть крючком вязать. Ему нужно понять, что ручки могут много делать, очень много.
И глазки иногда обманывают, говорят «ой, как сложно все», а ручки сделали. Хочется ввести ребенка в это состояние исследования, чтобы он сам себя исследовал, а не подсказывать…
Чтобы этот творческий процесс испытал сам ребенок, попробовал всего по чуть-чуть. Ребенок – творческий, он быстрее принимает решения, видит результат. Знаете, с какой фразой мамочек я сталкиваюсь? «Мне некогда с ним сидеть, я для этого его к вам вожу, чтобы он шил-вязал».
Восьми занятий достаточно, чтобы сделать маму педагогически грамотной, а потом вы можете сами ребенка развивать, не обязательно ко мне ходить и деньги тратить. Но они все равно продолжают ходить. Обязательно нужна мама, ребенок, и только потом – я, педагог. Ребенку в первую очередь должно повезти с родителями.
У меня все игры идут с моторикой, бегать и прыгать не надо. Все по чуть-чуть в игровой форме, потому что ребенок развивается во время игры, до десяти лет точно во время игры! Кто хочет – пускай со мной спорит.
Мы сейчас делаем аквариумы, самые простые: банка обыкновенная, пластилинчик, там будет медузка плавать на палочке. Это же у них целый процесс! Мы же еще на эмоцию работаем, это же надо сделать, чтобы мама вошла и сказала: «Ах!». Нас все должно радовать. Мы делаем сначала то, что надо, потом – то, что хочется. Тогда результат, и тогда ты становишься другим.
Это мое. Я чувствую себя здесь звездой. В любой профессии нам хочется вот этого удовлетворения, гормона счастья. Это класс, я жалею, что раньше этого не сделала. Мы чего-то боимся постоянно, открыть что-то свое, получится-не получится. Я создала свое рабочее место и счастлива.
Ольга, вы изумительная, творческая личность .Желаем вам успехов и процветания.
Оленька, успехов,ты замечательная!