В Воркуте побывал Юрий Будильников, в прошлом инженер-программист, а сегодня – успешный предприниматель и известный фотограф. Он привез в Заполярье свою выставку «Жизнь после людей».
Напомним, Будильников – бывший воркутинец, чья история с перепиской в Твиттере с губернатором Краснодарского края наделала много шума в соцсетях. Тогда писали, что Юрий пожаловался на маленькую зарплату, а чиновник посоветовал быть мужиком и сменить работу, и Будильников, хоп – и стал крутым трэвел-фотографом. На самом деле все было намного сложнее, и история воркутинца-краснодарца не только про фотографию.
– Я по специальности инженер-программист, окончил в Армавире политехнический институт и устроиться на работу с дипломом никуда не мог. Съездил в Москву, поработал, потом к родственникам в Красноярск, но они тоже никуда устроить не смогли. Помню момент: брал справочник и обзванивал всех, в общей сложности 300 предприятий обзвонил, резюме всем отсылал. Мыкался-мыкался, грузчиком подрабатывал. Однажды мы перевозили томограф, большой, дорогой, затаскивали его всей бригадой. В больнице был инженер, начальник отдела. Слово за слово, мы как-то подружились сразу. Он меня на работу в больницу взял. Трудился-трудился, но у меня зарплата 15 тысяч и съемное жилье в Краснодаре, за него я платил семь тысяч, и оставалось восемь на жизнь. Я думаю: что же так всю жизнь будет продолжаться? Никакого развития, как речь о семье может быть, на что их содержать?
– Была возможность подработать?
– Друзья знали, какое у меня положение и жена моего друга говорит: «Там ребята хлеб из пророщенной пшеницы делают в Ильской». Я тогда здоровым питанием занимался и вегетарианил. Вот она мне говорит: «Тебе эта тема близка, не хочешь в городе продавать?». У меня была «восьмерка» за 40 тысяч, родители на 25 лет подарили. И я год продавал этот хлеб: раз в неделю, в субботу в четыре утра вставал, ехал в этот Ильский, закупал хлеб и с борта машины продавал. Такая каторга была! Но это давало приработок где-то две тысячи за одну субботу. Тогда это было прилично.
– А как с губернатором-то схлестнулись?
– Как раз «Твиттер» стал популярным. Я зарегистрировался. Когда регистрируешься, появляется список самых популярных пользователей в твоем регионе. Смотрю – Ткачев, он тогда еще губернатором был. Думаю, что бы ни написать? И без задней мысли, без претензий, наездов, пишу, мол, так и так работаю в больнице, зарплата 15 тысяч, как существовать, тупик. Он мне пишет: не нравится, поменяй работу.
– Не обиделись?
– В недоумении был. Я думал, он как глава ответит: потерпите, вот образование подняли, теперь и до медицины дело дойдет, а тут – поменяй работу. Думаю, пусть будет так. В больнице со мной товарищ работал вторым инженером, я ему рассказал об этом. Он попросил ссылку, мол, друзьям кину. Я кидаю ему ссылку и как это дальше распространилось, я не знаю, только знаю, что просыпаюсь я утром и на меня шквал звонков из газет, телеканалу «Дождь» интервью давал в прямом эфире… Много-много-много всяких изданий. Все звонят, что-то говорят, я не понимаю, что происходит. Прихожу в больницу, на меня все озираются, по плечу хлопают: «Молодец!». Я даже и не понимал, что происходит.
Уволился. Помню этот вечер. Вышел на речку, сижу на набережной, лето было… Понимаю, что у меня съемная квартира, надо платить за месяц, а я не знаю, что делать. Звонит друг, говорит, с промышленными альпинистами познакомился, им работники нужны. Я с ними созвонился и полгода работал промышленным альпинистом. Интересная работа, но, понятно, без перспектив, карьерного роста – ремесленничество.
– Все это время фотографией занимались?
– За всей этой суетой творчества особого не было, вынужден был просто выживать. Фотографировал просто на телефоны, причем не самые крутые. Промышленный альпинизм отпал, и опять тот самый мой товарищ: «Юрец, я сейчас уезжаю во Владивосток, а здесь молоко развожу. Вот тебе ключи от фургона». Мы, кстати, с ним познакомились, когда я хлебом торговал. Он с меня процент не требовал, только, чтобы не потерять дело. И вот я возил молоко, сливки, творог по всему Краснодару. Приработок уже был тысяч семь за одну субботу. Потом этот друг вернулся и говорит: «У меня тут знакомый производство котлет запускает, котлеты из зерна, новый продукт, очень интересный, вот тебе пачка, попробуй!».
А я уже чувствую, что у меня это легко получается – контакт с людьми находить, предпринимательская хватка во мне просыпаться начала после рыночных этих дел с хлебом. И мы взялись раскручивать эти котлеты, и они как стрельнули! Заполонили мы ими весь Краснодар, начали пересылать в регионы. Сейчас они продаются по всей России. Опять же творчества здесь вообще никакого, потому что работа-работа-работа. Тут этот друг говорит: «У меня еще летний бизнес, я, говорит, продаю футболки на побережье», – знаете, такие с приколами? «Хочешь, – говорит – со мной?». И мы с ним заезжали на фабрику, закупали эти футболки и по всему побережью продавали. Потом он мне этот бизнес продал за символические деньги, я его удвоил и у меня уже доход 200 с лишним тысяч за сезон.
– Я все жду, когда фотография начнется!
– Я до этого еще на побережье познакомился с производителем рахат-лукума, разных штучек этих. Он говорит: «мне надо, чтобы эти штуки продавались в Краснодаре». Я отвечаю: «Сейчас сделаем», – и открываю оптовый склад, беру его продукцию под реализацию. Потом я открыл свой собственный склад, сейчас у меня там более тысячи наименований продуктов здорового питания. И на этом пошел заработок, первые деньги. Сначала все вливалось в торговлю, чтобы ассортимент побольше. Потом, чувствую, мне уже не надо столько работать, появилось свободное время, и думаю: надо купить фотоаппарат! Купил себе сразу дорогой фотоаппарат, и объектив, и гоу-про. Потратил 230 тысяч, при этом тогда это не было, что потратил последнее. И понеслось!
– Вы сами учились фотографировать?
– По стечению судьбы – сосед моей мамы Геннадий Борисович Черкасов –профессиональный фотограф, легендарный, для «Аргументов и фактов» снимал. У меня первые заказы пошли, свадьбы, и я к нему приходил – посмотрите, может, подскажете что. И он говорит: «Юра, ты очень талантливый, в тебе это есть, я многое повидал, надо развивать, я тебе помогу». Вот в течение года я к нему приезжал раз в неделю, мы садились и разбирали все мои ошибки по фото. Он в меня прям закладывал самые азы по свету, перспективе, постановке кадра. Показывал, где именно ошибки. Понятно, не мог рассказать, как сфотографировать цветок – так или иначе, это уже мое собственное видение.
– А какие были первые ошибки?
– В основном, в постановке кадра. «Обрезал» там, где не надо. Как фотографировать человека: если нет возможности в полный рост, «обрезать» по суставам. Человек не должен быть по центру фотографии. Рассказывал, что глаз должен охватывать весь кадр, что построением кадра можно вниманием зрителя управлять. Много ошибок было, когда я хотел сделать на чем-то акцент. Потом это становится привычкой, и ты уже на автомате снимаешь сразу правильно. Хотя чем больше углубляешься – направлений же много – тем лучше понимаешь, что учиться можно бесконечно. Основные ошибки ты убрал, но перепрыгивая со стиля на стиль… Мне же не интересно просто природу снимать – я хочу целиком этим искусством овладеть.
– И вы начали развиваться самостоятельно…
– Фотографий все больше – интересов все больше. Это и пейзажи, и животные, и портреты, в театры часто приглашают наши местные ребята. Я чувствую – это мое, мне никогда это не надоедает. У меня всегда с собой фотоаппарат, как на войне – автомат. И потом я, кстати, понял, что можно начинать с более простых фотоаппаратов. На выставке даже есть фотография, которую я снял на мобильный телефон.
– Какая?
– С нее началось мое творчество. Лазали по скалам, и в какой-то момент я увидел очертания скалы, а за ней, в сотне километров облако, и оно полностью по силуэту совпадает со скалой, очерчивает ее силуэт. Тогда я понял, что фотографировать надо много, и часто, и постоянно. И качество фотографий от этого только улучшается. Геннадий Борисович, кстати, самую главную вещь мне сказал по поводу фотографии. Говорит: «Юра, знаешь, почему я такой популярный фотограф? Самое главное – снимать надо с любовью. Даже если тебе человек не нравится – ищи в нем что-то, что понравится, привязывайся к этому и снимай, как родную жену». Я понял эту штуку и это действительно работает, наполняет все фотографии энергией, появляется глубина. Вот и Life after people (название выставки. – Прим. ред.) – это вроде развалины, но с положительными эмоциями. Когда мы смотрим на эти фотографии, они не вызывают негативных эмоции, потому что это изначально с улыбкой.
– В чем для вас искусство фотографии?
– Искусство в чем состоит? Чтобы глубину переживаний через эти кадры, которые я вижу и хочу остановить на мгновенье, передать всем тем, кто будет смотреть на фотографию. Сама фотография, ее величие в том, что есть «большая вселенская галерея» – множество мгновений, которые мы переживаем: постоянно меняется свет на улице, солнце встает и садится, горы рушатся, на их место становятся новые, закаты никогда не повторяются. Говорят, уже все сфотографировано в мире. Вообще не все, этот процесс – бесконечный, поэтому хочется вдохновлять новых людей, чтобы они двигались по этому пути.
Антонина Борошнина