Сегодня в должность директора воркутинского драматического театра вступила Елена Пекарь. В интервью «МВ» она рассказала о своей заполярной закалке и карьерном пути.
– Елена Александровна, вы ведь воркутинка?
– Вообще, родилась я в Белоруссии, в Воркуту меня привезли родители в пятилетнем возрасте, потому что именно здесь на постоянной основе складывалась наша семейная жизнь, которая началась еще в далеких 40-х: мои бабушка и дедушка по папиной линии – репрессированные немцы, поэтому мой отец родился в Воркуте. У мамы семья военных, их тоже, но уже согласно военному долгу направили в Воркуту. Здесь и познакомились мои родители.
Жили мы в поселке Южном, которого теперь уже нет, в четырехквартирном бараке, прямо на берегу реки, переулок Строителей, дом 18 – вспомнила! Там я училась в школе до седьмого класса и параллельно ездила в городскую музыкалку, еще в старое деревянное двухэтажное здание. Отец работал на шахте, а вообще, у него более 20 лет подземного стажа.
Жизнь не стоит на месте – родителям дали благоустроенную квартиру в поселке Заполярном, и мы переехали. Восьмилетку пришлось оканчивать в другой школе и учиться музыке у других педагогов по новому месту жительства. С выбором профессии у меня никогда не было сложностей, всегда знала, что это будет музыка. Нравилось петь, играть, выступать, с этим я попала в «десяточку» – поступила в музыкальное училище и четыре года ездила из поселка в город грызть гранит искусства. Было непросто, много времени уходило на то, чтобы только добраться до училища и вернуться домой, нужно было много заниматься на инструменте, осваивать огромный музыкальный материал и дисциплины, к тому же суровый заполярный климат жестко проверял на прочность. Я мерзла, плакала, отчаивалась, но постепенно привыкла. Это было очень серьезное испытание, Воркута в этом смысле закалила мой характер, и со временем я начала понимать, что жизнь не всегда может быть комфортной, теплой, удобной. Окончив училище, я поступила в тогда еще Петрозаводский филиал Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории на исполнительский факультет по специальности «Фортепиано». Это было в 1990 году, тогда-то я и уехала из Воркуты.
– Вернуться скоро не удалось?
– В Петрозаводске у меня образовалась семья, родилась первая дочь, которая, кстати, тоже пошла по моим музыкальным стопам. К тому времени все мои родственники переехали в Германию, а мне надо было доучиться, думала, что задержусь в России ненадолго, но потом возникли сложности с переездом… В общем, не получилось, и надо было что-то решать… По стечению обстоятельств я вновь оказалась в республике, но уже в ее столице, устроилась в музыкальную школу преподавателем, и вся жизнь с 1995 года – здесь.
13 лет я отдала работе в музыкальной школе, было интересно, а потом поняла, что не то чтобы засиделась… К тому моменту показалось, что я уже сделала все, что могла: у меня были очень хорошие педагогические результаты, победы, мы с детьми выезжали на конкурсы, привозили призовые места, они были стипендиатами Главы Республики Коми, Министерства культуры России, – очень насыщенная была жизнь! Но наступил такой момент, когда я поняла, что чего-то, наверное, не хватает, чего-то недостает в моей жизни. Все-таки музыка – достаточно узкий профессиональный круг, хотя развитию вглубь нет предела… Но когда ты выходишь из него, видишь, сколько всего еще вокруг! И я очень четко это почувствовала, а для себя решила: надо еще чему-то научиться, что-то освоить. У меня уже были какие-то управленческие обязанности в школе, я была председателем профсоюзного комитета. Все как-то естественным образом сложилось, и вот – я на заочном отделении Коми республиканской Академии государственной службы и управления. Там была совсем другая стихия: управленческие дисциплины, политология, финансы и экономика. Очень многие вещи пришлось осваивать с чистого листа. Для меня Академия – это, конечно, во многом прорыв.
– Видимо, он не остался незамеченным?
– Когда я работала в музыкальной школе, мне выдался случай участвовать в конкурсе по замещению вакантной должности в министерстве культуры. Конкурс не выиграла, но попала в кадровый резерв министерства. Через какое-то время мне позвонила председатель регионального Союза театральных деятелей (СТД) Галина Микова, она искала себе штатного заместителя.
– Не страшно было кардинально менять сферу деятельности?
– Я шла, совершенно не понимая, чем может вообще заниматься общественная организация с таким названием. Есть театр – это понятно, а чем занимается союз театральных деятелей – тайна, покрытая мраком. Были сложности с передачей дел, пришлось многое основательно приводить в порядок. В общем, погружение вглубь. Со временем в голове все уложилось, и пошла планомерная работа. Глаза боятся – руки делают, есть такая поговорка.
– В чем состояла ваша работа?
– Я начала сотрудничать с театрами, устанавливать связи с театральным миром, с центральным аппаратом Союза, знакомиться с людьми, участвовать в творческих и социальных программах Союза, привлекать средства на реализацию планов. Мы ведь являемся одним из 77 региональных отделений СТД, и у каждого отделения есть что-то свое интересное, уникальное, то, что можно перенять или то, чему научиться. Всегда хотелось, чтобы наша организация звучала, чтобы ее знали. С 2013 года у нас появились крупные сценические проекты. Например, вот уже пять лет подряд на сцене Академического театра драмы имени Савина мы проводим День театра, куда приглашаем все республиканские театры и делаем один грандиозный капустник. У нас есть и республиканский театральный конкурс имени Степана Ермолина, которому исполнилось в прошлом году 17 лет. А уж сколько камерных проектов совместно с другими учреждениями и организациями и не только в сфере театра! Перечислять можно очень долго. В 2015 году меня избрали председателем СТД. Мою кандидатуру выдвинуло наше правление, и поддержали все театры, большинство голосов на конференции было отдано за меня.
– Вам удалось прекрасно себя зарекомендовать?
– Мой принцип – хорошо делать дело, болеть за него всей душой и развиваться. Пропуском на эту должность была моя честная работа. Я не участвовала в «предвыборной» кампании, как это принято сейчас, никого ни о чем не просила, никого не настраивала на свой счет… Я пришла к этой должности очень естественным путем, и, как оказалось, это самый верный и надежный путь: люди тебя должны просто уважать. Я и сейчас строю свою работу именно по этому принципу. А совсем недавно мне министр культуры сделал серьезное предложение – возглавить воркутинский драматический театр.
– Быть председателем союза театральных деятелей и быть директором театра – это ведь разные вещи?
– Безусловно. Первое – общественная организация, второе – государственное учреждение. Но все-таки на стыке этих должностей есть много общего, все-таки и то, и другое – сфера театра. В целом у нас в России сложилась такая практика: театральные творческие союзы в других регионах возглавляют люди, которые на постоянной основе работают в театре, либо это актеры, либо режиссеры, либо художественные руководители… В моем случае оказалось так, что я не из театра пришла в союз, а наоборот – из Союза в театр. Таких случаев в России немного.
– Но вам же знакома специфика театра?
– До конца со спецификой театра можно быть знакомой только тогда, когда ты в театре работаешь. У меня не было такого опыта. Но у меня были совместные проекты с театрами, совместная работа по программам российского СТД в разных направлениях, поэтому не могу сказать, что театр для меня неизведанное пространство. Но все равно есть области, которые остались нетронутыми. Если составить из них не закрашенную часть круга, она не будет для меня очень большой. Но она будет.
– То есть опять новая веха в жизни?
– Совершенно верно. Председатель союза театральных деятелей – это общественная выборная должность, а здесь назначение, государственная структура с совсем другими возможностями и перспективами.
Беседовала Антонина Борошнина
Фото газеты «Республика»