В прошлом году в Воркуте впервые прошел аукцион, лотами которого стали автобусные маршруты. Администрация довольна нововведением, перевозчики жалуются на сложности, пассажиры стоят на остановках и не всегда помещаются в автобус, даже если он приезжает почти по графику.
Есть расписание?
По результатам нынешнего аукциона расстановка игроков на маршрутах изменилась: почти на каждом направлении новый хозяин. Это привело к новым проблемам. Раньше перевозчику хватало ПАЗиков, а теперь нет. После затратных торгов приобрести новую технику возможности нет. Автобусы «Севертранса», которые предлагают использовать горожане, простояли в гаражах полтора года, и каждый требует ремонта на 200 – 300 тысяч рублей.
– В этом году мы изменили техническое задание. К примеру, на поселковых маршрутах теперь можно использовать автобусы чуть старше, но с большим количеством посадочных мест. Об этом попросили сами перевозчики, – рассказала заместитель главы администрации по ЖКХ Ирина Зиберт.
Требования по исполнению контрактов на перевозки ужесточили. Управление городского хозяйства обещает контролировать выполнение графиков движения, работу диспетчерских служб, обслуживание в автобусах, их техническое состояние вплоть до температуры в салоне. Систематическое неисполнение условий договора может привести к его расторжению.
– У нас уже за десять лет выработалось определенное количество рейсов – 13 – 14 кругов по городу в день. Сейчас наладили расписание для Шахтерского района: каждые пять-семь минут идет автобус, в выходные и часы пик могут быть проблемы, – признал один из перевозчиков Константин Кудряков. – Администрация в свое время обещала помочь, субсидировать некоторые маршруты, но сейчас в СМИ мы видим только угрозы о расторжении контрактов.
Кстати, часть лотов на нынешнем аукционе до сих пор не разыграна: цена одного доходила почти до девяти миллионов рублей за маршрут.
Деньги любят счет
До 2017 года на рынке заправлял монополист «Севертранс». Компания получала из местного бюджета около 20 миллионов рублей в год, при этом нареканий к ее работе было много. Мэрия решила сэкономить и улучшить качество автобусного сообщения и задействовала новую площадку для выбора перевозчиков. У чиновников настрой позитивный. Ждать стоит, несомненно, улучшений качества пассажирских перевозок, уверены они.
– Договоры на перевозки в 2017 году заключали на один год. Тогда на рынке оказалось три основных перевозчика, но при этом были сложности, потому что некоторые из них впервые занимались этим видом деятельности, – отметила Ирина Зиберт. – Мы все прошли этот сложный путь, но нам он был нужен для анализа ситуации. Было много обращений, мы все это аккумулировали, анализировали.
На аукционе выигрывает тот, кто больше заплатит. Таким образом, на рынок пассажирских перевозок Заполярья год назад зашел новый игрок – ИП Толкачева. С серьезной финансовой поддержкой занять доминирующее положение ИП Толкачевой не составило труда, и на городских улицах появились новые автобусы-«мандаринки». Перевозчики со стажем уверены, решать судьбу общественного транспорта было бы справедливее с помощью конкурса, который предусмотрен 220-м федеральным законом. В этом случае победителя определяют по профессиональным критериям: срок работы, опыт, штат специалистов.
– Это не такой-то веселенький бизнес, доходность по нему минимальна. Раньше один автобус мог приносить по 70 тысяч рублей прибыли в месяц, сейчас он приносит 20, максимум 30 тысяч рублей, – рассуждает Кудряков. – Почему не доходный? За два года, пока держится цена проезда, выросла стоимость топлива, запчастей, размер МРОТа. Чтобы выйти на Службу тарифов Коми и обосновать новый тариф, надо быть ООО, а с тремя автобусами это невозможно.
В случае с 220-м законом перевозчики имеют право самостоятельно повышать тариф: его даже не надо обосновывать и информировать об изменениях пассажиров. Обидно перевозчикам и то, что сегодня на аукционах мэрия предлагает платить за маршруты, разработанные ими же.
Антонина Борошнина