В Воркутинском драмтеатре состоялась премьера «Однажды…» по пьесе Николая Некрасова «Осенняя скука».
Некрасова в нашей стране большинство знает как поэта, для современников же он был плодотворным и даже новаторским драматургом. Его пьесу «Осенняя скука» называют предвестником «театра настроения» Чехова, где речь идет о будничном течении жизни. При жизни Некрасова это произведение, написанное в 1856 году, на сценах Москвы и Петербурга не показывали. Активно его начали ставить в начале ХХ века, когда зрители и критики оценили схожую с ним драматургию Чехова.
В «Осенней скуке» помещику Ласукову неинтересно доживать свой век в деревне, где «до ближайшего города сорок верст, до ближайшего соседа семнадцать». Потому он дает нелепые распоряжения слугам и радуется, когда может отчитать их за невыполнение. В Воркутинском драмтеатре в произведение Некрасова решили привнести новизну, сделав интереснее для зрителя ХХI века.
Если у Некрасова главный герой – просто скучающий помещик, ведущий праздные разговоры от безделья, то в режиссерском видении Динара Хаматнурова он больше похож на душевнобольного, а, возможно, им и является. Соответствующую атмосферу создает синее освещение, медицинская одежда на второстепенных персонажах и минимум декораций в замкнутом пространстве сцены. Ночнушка с рюшами на главном герое и подушка на голове а-ля Наполеон дополняют ощущение абсурдности происходящего. Осовременив, придав иной вид спектаклю, режиссер не поменял в тексте ни слова. И это прекрасно вписывается в общую концепцию спектакля.
Спектакль «Однажды…» идет на малой сцене Воркутинского театра. Такой камерный формат накладывает особую ответственность на актеров – здесь почти нет расстояния между ними и зрителями. Все как на ладони, сфальшивить, хоть на секунду упустить своего героя нельзя. С актерской игрой в «Однажды…» все отлично. Бриллиант здесь, конечно, Павел Егоров, исполняющий главную роль помещика Ласукова. Он не боится быть одновременно и смешным, и трагичным и прекрасно передает легкий налет безумия своего героя. Андрей Грачев, Евгений Канатов и Гульнара Хаматнурова, играющие то ли слуг, то ли надзирателей главного героя, прекрасно дополняют его. Они исполняют по несколько ролей каждый – этакие заводные игрушки, становящиеся прямо на глазах зрителей тем, кем захочется сумасбродному Ласукову.
Интересный казус выходит с музыкой. Она здесь и друг, и враг режиссера. В сценах, наполненных молчанием актеров, музыкальное сопровождение – еще один персонаж, говорящий без слов. В сцене с диалогами музыка же скорее отвлекает, чем создает настроения, от нее очень хочется отмахнуться.
В афише «Однажды…» заявлена как «чуть ли не комедия». Получилась скорее трагикомедия об одиночестве и душевной скуке. «Не позволяй душе лениться…» Заболоцкого было бы хорошим эпиграфом к пьесе. Смеяться над этим одиноким стариком, не знающим, чем себя занять, как-то не хочется, скорее, задуматься над тем, как бы самому не стать таким же.
Ульяна Киршина
Фото Владимира Юрлова