На побережье Баренцева моря, всего в 600 километрах от Воркуты появится новый порт. С Республикой Коми его свяжет железнодорожная ветка. Построит и то, и другое новый совладелец компании «Воркутауголь» корпорация АЕОН.

https://cont.ws/uploads/pic/2020/1/aaaagettyimages-498864731.jpg
В конце декабря 2021 года крупнейшие российские холдинги подписали документы о подготовке к финансированию мегапроекта по созданию национального горнопромышленного кластера (НГПК) и глубоководного морского порта «Индига».
– Площадка выбрана, это район мыса Румяничный. Мы продолжаем проектирование. Думаю, что приступим к строительству в 2023 году после того, как закончим все экспертизы, включая экологическую. Место непростое, оно требует особых экологических подходов, но нам проект нравится, мы считаем, что это один из основных проектов в России на Севморпути, – цитирует руководителя корпорации АЕОН Романа Троценко РИА Новости.
На прошлой неделе президент Владимир Путин поручил до начала мая разработать предложения по железнодорожному маршруту к порту, который проляжет от Сосногорска до Индиги. Ответственным назначен премьер-министр России Михаил Мишустин.
Порт Российской империи
Бухта в районе, где река Индига впадает в Баренцево море, была в зоне внимания многие годы. Дело в том, что устье реки практически не замерзает и имеет достаточную для судоходства глубину. Еще после Крымской войны власти Российской империи рассматривали вариант транзита товаров через Индигу. В 1922 году ученые предлагали Владимиру Ленину рассмотреть возможность строительства там круглогодичного морского порта для вывоза леса из района реки Печоры. К сожалению, проект так и остался лишь на архивной бумаге.
В 1999 году российский ученый Никита Моисеев предложил вернуться к этому вопросу. В октябре 2002-го глава администрации Ненецкого автономного округа Владимир Бутов сообщил, что будет добиваться от правительства страны решения о строительстве в Индиге порта. В 2019-м о проектировании порта заявил Роман Троценко.
Доцент кафедры «Нефтегазотрейдинга и логистики» Губкинского университета, к.э.н. Андрей Голубчик: – России как государству категорически необходимо освоение регионов Крайнего Севера. На сегодняшний день у нас там практически нет транспортной инфраструктуры, имеющей железнодорожное сообщение, кроме Мурманска. С точки зрения экономики и безопасности государства это очень плохо. Поэтому любое строительство, тем более в столь сложном в природно-климатическом плане регионе – это только плюс в чистом виде.
По морю, по океану
Что говорят воркутинцы о высоких ценах в магазинах? То, что они закономерны: товары приходится возить издалека и безальтернативным видом транспорта. Известно, что логистика – самый проблемный этап товарно-денежных отношений. От доступности транспортных путей критически зависит конечная стоимость продукции. Поэтому сегодня в мировой экономике морские грузоперевозки составляют более 80 процентов.
Одним из основных грузопотоков является Южный морской путь, связывающий Европу и Азию маршрутом в 11 тысяч морских миль. Еще есть Северный морской путь, который проходит в пределах 200-мильной экономической зоны, находящейся в юрисдикции Российской Федерации. Северный морской путь в длину составляет около 5 770 морских миль и представляет собой маршрут между Европой и Азией, сокращающий время доставки груза на 40 процентов.
Другим преимуществом являются меньшие риски физической потери груза: тропические штормы Индийского океана приводят к значительным финансовым убыткам. Еще один плюс Северного морского пути – отсутствие пиратства. Для нас звучит забавно, но тем временем в 2017 году морские разбойники присвоили грузов на восемь миллиардов долларов, общие экономические потери от пиратства составляют около 60 процентов всех морских издержек.
Транспортное плечо
Стратегический в масштабах России проект – порт «Индига» и железнодорожное ответвление к нему – позволит вывозить на глубокую воду грузы из районов Новосибирска, Кузбасса, а также транзитный груз из Казахстана. Это транспортное плечо в полтора раза короче Транссибирской магистрали, то есть доставка станет дешевле и быстрее и сам Транссиб удастся немного разгрузить: в прошлом году РЖД уже заявляли о дефиците вагонного парка и предельной нагрузке на восточные магистрали.
О необходимости нарастить к 2024 году грузоперевозки по Северному морскому пути Владимир Путин говорил в послании Федеральному собранию еще в мае 2018 года. В 2019 году объем перевозок по нему составил 31,5 миллиона тонн, к 2024 году его планируется увеличить до 80 миллионов тонн, к 2035-му – до 160 миллионов.
А что нам?
Увы, в прошлом году Воркута получила статус самого быстро сокращающегося города в России. Многие федеральные СМИ приводили цифры обильного оттока населения и грошовой стоимости квартир. Сегодня тон статей изменился.
– Хорошая новость в том, что проект строительства ветки Сосногорск – Индига поручен инвестиционной компании AEON, которая совсем недавно выкупила у предыдущего владельца предприятие «Воркутауголь». То есть у владельца есть прямая и очень большая заинтересованность и в проведении новой трассы, и в наращивании добычи в Воркуте, тем более что предыдущий владелец, компания «Северсталь», и не думает отказываться от местного кокса. Есть не иллюзорный шанс, что холодный город горняков получит второе дыхание, – пишет обозреватель РИА Новости Сергей Савчук.
Федеральные СМИ называют порт в Индиге «поворотом на Север» и «окном в Арктику». И это окно откроется и для черного золота Воркуты, которое исторически транспортируют на Большую землю железной дорогой. В ближайшие годы вагоны могут заменить ледоколы, а традиционных потребителей – рынок Азии, которому в нынешнем году эксперты предвещают угольный кризис.
По материалам РИА Новости и портала Арктической зоны России подготовила Антонина Борошнина