Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова проходил в Иркутске с 16 по 22 сентября.
Заявки для участия в нём подавали 97 коллективов, а поучаствовать смогли только девятнадцать. Помимо российских театров – из Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Омска, Новокуйбышевска и Камчатки, – выступали артисты Франции, Польши, Израиля, Монголии. Заполярный театр привёз на суд жюри и зрителей драматическое изложение повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», поставленный заслуженным артистом РФ Виктором Ножкиным. В постановке задействованы всего две актрисы – заслуженная артистка Республики Коми Оксана Ковалева и артистка Ольга Ермакова.
– Вампиловский фестиваль был задуман как площадка для диалога различных театров, известных театральных критиков, литературоведов, заслуженных деятелей искусств, академиков, преподавателей и студентов вузов, народных артистов, режиссёров и актёров любительских театров, а также неравнодушных к искусству людей, – рассказал Виктор Ножкин. – По уставу фестиваля имени Александра Вампилова награды не присуждаются и не вручаются театральным коллективам. Участие уже является своеобразной наградой и высокой оценкой творчества приглашённого на фестиваль театра.
Иркутский драматический театр ставил «Прощание с Матёрой» сначала в 1989 году, затем в 2015-м. Постановки были масштабные – с объемными декорациями и с участием чуть ли не всей труппы.
– Без преувеличения скажу, что критика достаточно благосклонно отнеслась к нашей постановке. Были какие-то незначительные замечания или, вернее, предложения по сценографии, темпу действия, по декорации (хотя спектакль ставился на подборе, то есть мы с собой не привезли никакой декорации, а то немногое, что нам понадобилось, выбрали из реквизита и декораций Академического театра имени Охлопкова), – пояснил режиссер. – К нам подходили артисты иркутского театра. Сдержанно, но искренне отмечали те или иные достоинства нашей трактовки повести. Они были крайне удивлены, как это две актрисы смогли так точно и органично воплотить в живые образы практически всех персонажей повести.