Некоторым воркутинцам родной город кажется невзрачным, холодным и бесперспективным. Желание покинуть его навсегда возникает у многих. Корреспондент «МВ» пообщался с теми, кто бросил все имущество и приехал сюда в поисках лучшей жизни, спасаясь от войны на своей Родине – Украине.
Сказать точно, сколько сегодня в Воркуте находится переселенцев из Украины, не может никто. Есть только приблизительные данные – 165 человек. Приблизительные потому, что некоторые приехали к родственникам и знакомым – таких учесть просто невозможно. Статуса беженца ни у кого из них нет. В четверг городские чиновники посетил пункты временного размещения вынужденных переселенцев, прибывших в Заполярье. В трех таких точках проживает 80 человек.
Чем дальше, тем лучше
Гостиница «София» стала местом, где временный приют нашла семья Бардецких из Краснодонского района Луганской области. Пенсионерка Мария Григорьевна рассказывает, как они бросили жилье, чтобы спастись. Выезжали под пулями.
— Сначала после эвакуации жили в российском Донецке. Зарплаты там по пять тысяч рублей, аренда жилья стоит в три раза дороже. Раньше про Воркуту ничего не знали, своим ходом приехали сюда. Почему сюда? Чем дальше от Украины – тем лучше. У нас там остался дом огромный – 220 квадратных метров, дочке в квартире евроремонт недавно сделали. Она стала умолять уехать, когда стрелять начали. Бомбили окраины рядом с нашим совхозом. Украинская армия разрушает школы и больницы, аптеки и магазины не работают. Мы собирались в спешке, взяли совсем не то, что нужно. Зимних вещей нет. Мы боимся, что нас депортируют. Куда ехать? Будем пытаться устроиться. Сейчас дочка, она на шахте работала, возится с документами.
Кто идет в ополченцы?
В маленькой комнате площадью примерно девять квадратных метров стоят четыре кровати. Дочь Марии Григорьевны Инна держит в руках маленькую собачку. Пекинес не очень доволен нашему визиту и постоянно лает. Телевизор показывает новости, за которыми здесь, кажется, следят постоянно.
— Как вы считаете, то, что показывают по российским каналам – правда?
— Конечно, у нас по соседству взорвали дом, погибла семья. Оставаться там было невозможно: по окнам стреляют, даже нельзя выглядывать. Мы в июне уехали. Сейчас звонили на Украину, там полная мобилизация. Трупы уже не хоронят, вместе с хламом просто сгребают в ямы. Родители не знают, где их дети. Нельзя даже тело забрать – работают снайперы. Самолеты летают над головой. Продуктов нет, с водой туго. Люди разгребают испорченные продукты, чтобы выжить. В здание шахты «Самсоновско-Западной», где я работала, попал снаряд. Человек погиб. Откуда стреляют? Не поймешь. Не ополченцы же, они стоят, защищают села. Там на каждой улице установке «ГРАД». Сначала бьют ракетами, потом заходят. То украинские войска делают какие-то выбросы. Нам раздали тряпки, чтобы не задохнулись, потому что с воздуха падают какие-то хлопья, — плачет Инна.
— Кто идет в ополченцы? Русских много?
— Мы все русские. Соседей убили, почти никого нет там. Все врассыпную, те, кто остался – ушли в ополчение. Туда идут шахтеры, я с ними работала лично. Это бывшие мирные люди, там даже дети хотят защищать родные места, им дали оружие. Я оставила собаку, попросила, чтоб кормили: «если совсем страшно будет, отпустите, чтобы на цепи не умерла». Сейчас, говорят, никого оттуда уже не выпускают. Некоторые шахтеры работают. Киевские войска хотят сравнять Юго-Восток с землей, чтобы добывать сланцевый газ. А здесь условия нормальные. Кушать есть, тепло в конце месяца дадут. Еду привозят сюда. Здесь три семьи, между собой делимся. Обещали выделить общежитие, но говорят, что еще не готово. Если разрешат жить и работать, то я лучше останусь, чем возвращаться к развалинам. Домой уже дороги нет, да и не в чем ехать даже, — рассказывает Инна.
Чужая власть
Еще один постоялец гостиницы, Вадим Бабошко, раньше жил в городе Красный Луч Луганской области. Шахтер с 22-летним стажем перебрался в Воркуту со старшим сыном.
— Будем пытаться найти работу, у меня и сын шахтер. В Ростовской области по шахтам положение плачевное, поэтому переехал сюда, плюс у меня тут есть знакомые, которые помогают. Дозвониться домой практически невозможно. Говорят, четвертый день город в блокаде, продукты на исходе, бензина нет. У меня там жена осталась из-за отца, он не хочет никуда уезжать. Сейчас оформляем документы в УФМС, надеемся, будем работать у вас и жить в городе, — рассказывает горняк.
По его словам, многие на Украине до сих пор не понимают, что происходит. Большинство жителей Донецкой и Луганской области проголосовали на референдуме за независимость — народ против «киевской фашисткой власти». Кто не может воевать, убегает.
Попали в рай
Пообщавшись с постояльцами «Софии», где живут девять переселенцев из Украины, Евгений Шумейко направился в общежитие по улице Чернова. Это самый большой пункт временного пребывания, в котором находится 66 человек из печально известного Славянска и других городов Юго-Востока Украины. Мэра и его зама по общим вопросам Михаила Козлова быстро окружают женщины, которые благодарят за помощь. Болтливее всех – Яна Кочукова, приехавшая из Краснодона Луганской области. Приехавшая, как признается, в одних тапочках и летней одежде. Она привезла в Воркуту ребенка, мать и сестру. 11-летнюю дочку оформляют учиться в школу №12.
— Недавно прозвучала учебная сирена, так у меня ребенок по привычке начал метаться и кричать, что надо бежать в бомбоубежище, — рассказывает Яна.
Михаил Козлов пользуется здесь популярностью: женщины не устают хвалить его за отзывчивость. Помощь, по их словам, поступает от многих жителей Воркуты, от волонтеров, которые каждый день приходят, чтобы решить какие-то проблемы.
— Здесь живут добрые люди, отзывчивые. Помогают все. И очень большое спасибо церкви и отцу Рафаилу. Дай Бог здоровья! Люди очень добрые, мы здесь попали в рай, — говорят наперебой женщины.
После беседы Евгений Шумейко отправился в общежитие Воркутинского горно-экономического колледжа, где проживает пять переселенцев. Формально они находятся в несколько ином положении от собратьев по несчастью, поскольку их определили в Воркуту по линии МЧС.
Что несут?
Один из пунктов, где собирают помощь для переселенцев, находится на улице Московская. В центр социального обслуживания воркутинцы приносят старые и новые вещи. Как признается заместитель заведующего центром Светлана Карпова, горожане активно откликнулись на беду. Правда, некоторые вещи в таком состоянии, что иначе как на помойку, их никуда не деть. Но это, скорее, исключение.
— В первую очередь необходима мужская и детская одежда и обувь. Сейчас очень остро встал вопросы со школьной формой и принадлежностями. И, конечно же, многим переселенцам нужна зимняя одежда, — сообщила Светлана Карпова.
По данным сотрудников центра, в Воркуте находится 27 детей из Украины самых разных возрастов. Один из них появился на свет уже здесь, в Заполярье.
Руководитель администрации Воркуты Евгений Шумейко:
— Мы понимаем, что городу нужны люди, которые приезжают трудиться. Прежде всего, это врачи, учителя, работники других предприятий, в том числе угольной промышленности. В пустующие квартиры, которые есть сейчас, людей не вселить, потому что они требуют ремонта. Это примерно от 100 до 300 тысяч рублей за квартиру. Мы располагаем жилым фондом в поселках Воргашоре, Заполярном и Северном. Здесь мы в состоянии расселить около 300 семей.
Спасибо за репортаж, в пятницу отнесу тёплые вещи на Московскую.
Странно слышать про пустующие квартиры.!!Жители п. Елецкий нуждаются в переселении,ответ администрации-» Пустых квартир в городе НЕТ!!!!!!!!» ВЫ УЖ,ОПРЕДЕЛИТЕСЬ-ГОСПОДА ХОРОШИЕ!!!
ага, я тоже с детьми в 1 комн, квартира муниципальная, спрашивала как поменять на 2 комн или стать на улучшение -ответ, на очередь не ставим и квартиру на большую никак не поменять
Да ладно вам — их дело обещать. После выборов все забудут о беженцах, будут, как и вас, завтраками кормить.
Приукрасили конечно: как в комнате 9м2 может уместиться 4 кровати?
Вы бывали в гостинице «София»?
очень сочувствую беженцам-это горе и не дай, Бог, никому пережить такой ад!!!Все стараются помочь, чем могут. Но,к сожалению, есть одно НО-почему мы,живущие здесь северяне- в последнюю очередь,почему местные ждут годами свои переселения из ветхих домов, у нас молодые специалисты без жилья. Должников выгоняют, а как сами жкх косячат так их никак не наказывают, давайте их тоже выгонять(это наболевшее)))). Так сначала своих благоустройте, а потом и гостями займитесь. Как мы можем, сидя без квартир, мило улыбаться и говорить «Добро пожаловать»?! Не судите,люди, меня, но так несправедливо.((((