Воркутинский драматический театр им. Б. А. Мордвинова готов с размахом отметить 80-летие. Почетные гости, изданная к юбилею книга, заслуженные награды, слова поздравлений и, конечно, «Сильва» – та же и совсем другая. Об особенностях юбилейной оперетты рассказывает режиссер-постановщик Валерий Маркин.
Валерий Маркин – актер, режиссер, доцент кафедры мастерства актера Театрального института им. Б. Щукина, обладатель престижных театральных наград, создатель спектаклей, вошедших в лонг-лист Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска».
– Валерий Михайлович, как вы отнеслись к предложению директора Воркутинского драмтеатра Елены Пекарь о постановке «Сильвы» к юбилею?
– Осенью 2022 года Елена Александровна обратилась ко мне с предложением, которое меня потрясло. Вернее, «Сильва» в 1943 году в Воркутлаге стала для меня потрясением. Я не мог отказаться. Тема меня лично заинтересовала тем, что люди в непригодных для жизни условиях, борясь с этими условиями, вдруг решают: «Нет, должен быть праздник!». И делают театр. Не просто театр, не просто драматический театр, а музыкальный. И открывают его веселым зрелищем. Да, с мелодраматическим оттенком, но…
Мы с драматургом, известным театроведом Сергеем Николаевичем Коробковым, который написал пьесу по мотивам классической «Сильвы», до конца не отдавали себе отчета в сложности задачи. Мы это осознали, когда начали репетировать. Совмещение двух жанров, форма театра в театре, сложная композиционная картинка – непростая задача и до сих пор самый волнующий для меня момент.
– Неискушенный зритель может подумать, что он увидит оперетту, а на самом деле его ждет?..
– Оперетта его ждет.
– Один в один с Имре Кальманом?
– Ну как мы можем!.. Мы не имеем документального материала для того, чтобы сделать аутентичную «Сильву», это во-первых. Во-вторых, театр – не музей, и аутентичность в нем – дело опасное. Театр – некая реальность самостоятельная. Для меня также театр документальный есть некое недоразумение, и мы не ставим документальный спектакль. Многих это, наверное, расстроит.
– Каким же должен быть театр?
– В театре обязан быть некий пафос – не в плане «играть на котурнах», а в плане души, духовности. В 1943 году выбор пал на «Сильву» именно поэтому. Действие оперетты происходит в канун Первой Мировой войны, но жизнь продолжается, и ее надо проживать. Я работаю в Вахтанговской школе, я – приверженец вахтанговского направления в искусстве и напоминаю, что в 1922 году в голодной Москве Евгений Вахтангов поставил «Принцессу Турандот», пытаясь создать праздник. Вообще, концепция театра-праздника – это одно из самых главных его открытий.
– Но «Сильва. Дойти до премьеры» – не только оперетта и не только праздник.
– Наша задача – попытаться прожить частички жизни людей, которые сотворили это чудо в Воркутлаге в 1943 году. Мы пытаемся понять, что стоило человеку в невыносимых условиях, вопреки им выйти на сцену и начать петь. Эта тема очень больная для всех, больная – в смысле трогающая. От этого ответственность очень большая. Очень трепетная у нас работа. Видно, что артистов это волнует, вижу причастность, желание прикоснуться.
– «Сильва»-1943 и «Сильва»-2023… Какая между ними главная связующая нить?
– Человек, человек-артист! Я не верю, что артисты в то время не отдавали себе отчета, в каких обстоятельствах они выходят на сцену. Это человеческое, личностное участие – самое главное, и оно должно нас объединять. И, конечно, память. Мы не вправе забывать. Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому оба. Нельзя, наверное, под этим дамокловым мечом жить, и никто к этому не призывает, но помнить надо.
Беседовала Антонина Борошнина
Фото Владимира Юрлова