Воркутинцы рассказали, почему ездят на велосипеде в любую погоду и с какими трудностями сталкиваются.
На прошлой неделе министр спорта Коми Николай Бережной призвал жителей региона участвовать в акции «На работу на велосипеде». Воркутинские пользователи соцсетей предложение чиновника не оценили. В комментарии посыпались причины, почему Воркута не приспособлена для этого вида транспорта.
– Да. Ездить на работу на велике неплохая идея. Но не по воркутинским дорогам. Во-первых, далеко по раздолбанным дорогам не уедешь, травмы и падения обеспечены. Во-вторых, не очень хочется приезжать на работу облитой грязью с головы до ног, – считает воркутинка Людмила Некрасова.
Плохие дороги, пожалуй, главное, что мешает воркутинцам пересесть на велосипеды. Но есть и другие доводы, например, слишком долгий путь из дома на работу.
– А мой работодатель знает, что я на работу поеду на велосипеде из города на Воргашор? И другой вопрос. Если на работе надо быть к семи, во сколько выезжать? – задается вопросом Лариса.
Мы нашли трех воркутинцев, которым ничего не мешает почти круглый год ездить не велосипеде в наших широтах, и узнали, как им это удается.
Елена Волкова несколько лет назад начала бегать, затем купила велосипед. Как вид спорта все еще предпочитает бег, а вот велосипед использует для передвижения по городу.
– У нас маленький город и везде можно доехать на велосипеде. Я езжу на нем на работу, в спортивный зал, в магазин. По мне, вместо того чтобы ездить на машине и платить деньги за обслуживание, лучше сесть на велосипед. Тем более что быстрее доезжаешь. Иногда приходится заказывать такси, и я убеждаюсь, что машиной получается дольше.
Любовь к велосипедам появилась у Елены еще в детстве. По ее словам, езда на велосипеде дает большой позитив – «садишься, и душа поет». Зимой начала ездить около трех лет назад.
– Когда я начинала, то думала, что будет очень холодно. Это не так, немного холоднее, совсем незначительно. Все равно зимой надеваешь термобелье, даже когда ходишь пешком. На велосипеде его вполне хватает. Еще спасают хорошие кроссовки, мембранные перчатки и термоноски.
Зимние дороги и суровый климат женщину тоже не пугают.
– Нормальные у нас дороги. Есть, конечно, велосипеды со специальными широкими шинами или шипованные, но я считаю, это не поможет. Я как купила велосипед, так и езжу, он вообще неприспособлен, и нормально. Да, бывает когда 30 градусов мороза, он замерзает и педали не крутятся, а когда пурга, становится очень скользкоехать по снегу. А в другое время совершенно спокойно.
Единственная проблема – парковка. В Воркуте мало велопарковок, но Елена и с этим справилась: привязывает велосипед к столбу или перилам.
Максим Михайлов всю жизнь за рулем двухколесного друга. Для него велосипед – это спортивный тренажер и многолетнее хобби.
– Мы гонимся за адреналином. Ощутить скорость, крутить педали, чувствовать ветер в лицо… Машина, мотоцикл просто везут, а на велосипеде нужно постоянно развиваться. Обратите внимание – все велосипедисты стройные. И тренируется не особая группа мышц, а именно все тело. Работает все – ноги, спина, руки, кисти, пальцы. Бывает так хорошо покатаешься, что потом болят пальцы рук.
Катается Максим круглогодично, по несколько часов в день. Есть оборудование – шипованные колеса, дорогое масло, термобелье, балаклава, шлем. Обязательно – конкретный маршрут, наезженный, где меньше всего машин. Зимой можно кататься везде, летом – только за городом, потому что в городе нечем дышать.
– Единственная проблема – автомобилисты. Они ненавидят нас и говорят, что мы нарушаем правила. Я, например, знаю правила получше автомобилистов и обязательно их соблюдаю, а вот те, кто за рулем машины, – не всегда.
Велосипедисты ездят со стороны обочины, на расстоянии полуметра. Иногда бывают льдины на дороге, которые мешают проехать. Тогда приходится остановиться, пропустить машины и объезжать. Иногда ездят и по тротуарам, но на проезжую часть выезжают только люди с опытом.
– Разгоняемся до скорости 45 км в час. Скорость зависит от встречного потока воздуха. Мы, когда выезжаем, смотрим сводки погоды за полчаса-час и, исходя из этого, выстраиваем маршрут. До 20 градусов мороза кататься можно, после – очень тяжело. Велосипед становится колом, силы есть, но ехать трудно.
Максим говорит, что все приходит с опытом. Ни одна книжка или видеокурс не научат всем нюансам, с которыми встречаются велосипедисты.
Валентин Уланов ездит посезонно. Летом – велосипедный туризм, зимой – лыжный. Изначально занимался бегом, затем перешел на велосипед и лыжи. На велосипеде уже восемь лет.
– Года два катался зимой, была шипованная резина, но зимой мне некомфортно. На природу не выехать, а в черте города дышать выхлопами не хочется. Летом благодать – палатки с собой, разбиваем лагерь, ночуем, едем дальше, и так – до конца выходных.
Ездит Валентин с коллегами по работе, знакомыми и другими любителями. Выставляют объявление, созваниваются и катаются или едут в поход. Самое главное – проложить маршрут. От маршрута зависит, что нужно брать с собой, сколько воды приготовить и сколько можно проехать за день. В среднем проезжают до 100 километров.
– Ездим на водопады Хальмер-Ю, реку Сырь-Яга. Туда идут хорошие дороги, раньше там были военные объекты и дороги, хоть и проросшие травой, остались. Опасно, конечно, да, но это часть туризма.
Перед дальней поездкой, как и на автомобиле, необходимо проверить состояние велосипеда – осмотр, смазка, чистка, регулировка, там же тормоза. Есть и случаи, когда приходится чинить и на ходу.
Антонина Могильда
Фото из личного архива героев