Еще пара месяцев, и в воркутинское небо поднимется самодельный летательный аппарат «Дельфик». Его разработчик Сергей Дорохов считает, что зима – вполне подходящее время для того, чтобы поставить свое детище на крыло.
Хотя крыльев у «Дельфика» нет – как классический вертоплан в воздух он будет подниматься с помощью винтов. Сергей Дорохов, можно сказать, последний из могикан воркутинского авиационно-технического спортивного клуба, который он создавал в 90-х и долгое время возглавлял. В нем состояло более 160 воздухоплавателей. «Курсантов» сначала учили летать на дельтапланах: база клуба располагалась на 110-м километре в сторону Лабытнанги. Освоив азы летного дела, многие молодые воркутинцы поступали в летные училища и вузы без конкурса.
«Вот что бывает, если мальчишек не прогоняют с летного поля», – с этой фразы можно начать историю о том, как у Сергея Дорохова появилось столь редкое и технически сложное увлечение. Его детство прошло в Новокузнецке Кемеровской области.
– Нас в аэропорту все знали: родственники там работали, – рассказывает Сергей. – Взрослые что-то ремонтируют, а нас то деталь какую-то попросят подать, то ключ,а оно все в голове и откладывается… У меня друзья были Станислав и Игорь. Потом вместе оканчивали летное училище, сегодня один из них генерал-майор, а другой генерал-лейтенант. Из детства запомнился эпизод, как мы, первоклашки, сидели на лестнице, ведущей на чердак нашего старого барака, и разговаривали о том, кто кем хочет стать. Слава сказал, что летчиком, Игорь промолчал, а я тоже сказал, что буду летать.
В беседе Сергей Михайлович упомянул о том, что его мама Раиса Ивановна Шанина тоже была летчиком, во время войны летала на У-2, так называемой «этажерке». На педагога переучилась после ранения в 1943 году, так что любовь к небу у Дорохова в генах.
Своего «Дельфика» Сергей Михайлович уже года три строит в большом гараже. Он сам себе и конструкторское бюро, и техническая мастерская, и испытательная лаборатория. Вертопланы, их еще называют автожирами, сочетают в себе свойства нескольких летательных аппаратов – самолетов, вертолетов и дельтапланов.
– Многие детали для своего аппарата я делаю сам, случается и переделывать, поэтому процесс затягивается. Друзья то и дело спрашивают, мол, когда уже полетишь, но я не стану этого делать на «сырой» машине, мне надо собрать надежный аппарат, чтобы он не подвел меня в воздухе. В итоге это будет комфортный двухместный вертоплан весом в 600-700 килограммов с закрытой прозрачной кабиной с обогревом, на котором можно будет не только летать самому, но и обучать летному делу других. Надеюсь, такие люди в нашем городе есть, – рассуждает летчик.
Текст Римма Яковенко
Фото Владимир Юрлов
Нация растет, только тогда, когда мечтает о полете. Воркута — город сильных.