В апреле 1992 года представители 14 северных городов России учредили Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, сегодня он объединяет 50 муниципалитетов и районов страны. Накануне юбилейной даты экс-мэр Воркуты и бессменный президент союза Игорь Шпектор ответил по телефону на вопросы «МВ».
— Игорь Леонидович, прежде всего, поздравляем вас с 25-летием союза. Для начала традиционный вопрос. Какие из поставленных задач удалось решить и какие пока не решены?
— Существующие государственные гарантии и компенсации северянам, действующий закон «о северах» и ряд дополнительных законов, включение Воркуты в Арктическую зону – это все во многом результаты деятельности нашего союза. Даже чтобы томограф в Воркуту привезти, я хлопотал. Мы помогаем городам союза решать самые разные, иногда совершенно конкретные вопросы.
Что не удалось: денежная составляющая сертификатов на переселение, на мой взгляд, недостаточна. Вообще, я считаю, что программа переселения требует большего объема финансирования. Кроме того, законы о рыболовстве и оленеводстве были приняты не в той редакции, на которой настаивал союз. Наконец, я убежден, что северянам необходимо предоставить больше налоговых льгот.
— Что дадут Воркуте проекты, заявленные на недавнем Арктическом форуме в Архангельске?
– Развитие Воркуты как опорного пункта Арктической зоны само по себе очень важно для города. И оборонный аспект, строительство радиолокационной станции в Воргашоре, тоже важно. Но мне бы хотелось выделения больше средств на развитие социальной инфраструктуры города. Правда, сейчас добиться этого сложно – страна испытывает финансовые трудности.
— Сейчас горожане обсуждают инициативу администрации, поддержанную правительством Коми, об укрупнении города. Как бы вы оценили эту инициативу?
— В бытность мэром я ликвидировал 21 поселок. Согласен, Воргашор и Северный нужно оставить, а Советский переселить. С поселком Заполярный спорная, на мой взгляд, ситуация.
— В Норильске, по некоторым оценкам, государство субсидирует до половины расходов «Норникеля» на экологические программы и программу переселения пенсионеров с Крайнего Севера. Что, по вашему мнению, мешает Воркуте наладить похожие отношения с федеральным центром?
— Справедливости ради замечу, что мы в Воркуте первыми в стране запустили программу переселения. Потому нам как «пилотной» территории было сложнее. А вообще трудно сравнивать финансовые возможности «Норникеля» и Воркуты.
— Наболевший вопрос — о дороге на Большую землю. Будут ее, в конце концов, строить? Что вам известно об этом?
— Я всегда возражал против строительства дороги, и сейчас против. Она не нужна. Если дорогу «повесят» на город, как ее содержать? Это очень затратно: нужно построить заправочные станции и другие сопутствующие объекты, зимой дорогу будет регулярно заносить снегом. Республика тоже вряд ли захочет ее содержать. Есть железная дорога, давайте ею пользоваться, а если хотите дальше на машине ехать, ее можно загнать на платформу. В общем, я убежден, что строительство автодороги нецелесообразно.
— Администрация Воркуты предложила программу благоустройства города, в которой, кроме реконструкции парков, есть любопытный проект: сделать историческую часть улицы Ленина пешеходной. Однако пока воплощать этот красивый проект некому. А как вы думаете, Воркуте нужен свой Арбат?
— Нет, конечно. Не нужен. Не тот у нас климат. Это из области фантазий. Вот парки — да, очень нужны! Больше зелени нужно в Воркуте, как и в других схожих по условиям городах.
— В программе ближайшего съезда союза первым вопросом поставлены экологические проблемы. Какую именно вы считаете наиболее острой?
— Свалку! Содержание полигонов твердых бытовых и коммунальных отходов в городах с населением менее 150 тысяч жителей невыгодно. Мировой опыт – укрупнение свалок. Вы знаете, что, например, ТБО из Италии везут на баржах в Нидерланды и там утилизируют? В Республике Коми нужен один пункт утилизации мусора, в центре, например, в районе Ухты. Туда нужно свозить отходы со всей республики, в том числе из Сыктывкара, и там утилизировать. Во всех других городах достаточно иметь пункты сбора отходов. Именно такой подход союз и я лично лоббируем в 74 муниципалитетах.
— Игорь Леонидович, несколько личных вопросов. Где вы сейчас проводите большую часть времени?
— В воздухе. Например, сейчас, беседуя с вами, стою в очереди на регистрацию: лечу в Уфу. Всего в этом месяце у меня запланировано 12 поездок по стране. На земле больше всего времени провожу в Москве: членство в Общественной палате обязывает. В Питере мало бываю.
— Скучаете по Воркуте?
— Я плачу!
— Собираетесь ли в этом году приехать на День шахтера?
— Приеду с удовольствием, если получу приглашение главы республики или главы города.
Беседовал Михаил Казанцев
— Я всегда возражал против строительства дороги, и сейчас против. Она не нужна. Если дорогу «повесят» на город, как ее содержать? Это очень затратно: нужно построить заправочные станции и другие сопутствующие объекты, зимой дорогу будет регулярно заносить снегом. Республика тоже вряд ли захочет ее содержать. Есть железная дорога, давайте ею пользоваться, а если хотите дальше на машине ехать, ее можно загнать на платформу. В общем, я убежден, что строительство автодороги нецелесообразно.
товарищу не нужна дорога,каково сказано?а воркутинцев он спросил?сколько людей
просто сбежало бы отсюда на машинах,как упали бы цены на всё,какие заправочные станции он хочет строить.просто бредятина маразматика,который плачет далеко от
«родного города».предполагаю, что бизнес который он построил в городе,
приносит ему хорошие барыши,обеспечивая хорошую жизнь в центральной части.а мы к сожалению остались заложниками севера.
что показывает руками?
Господи! Ну постройте же меня уже скорее! Пожалуйста!
Как обычно Щпектр под себя гребет морда жидовская
Дорога действительно не нид.