Ярослав Шапошников рассказал про новое уличное освещение, закупку техники и проблемы «Водоканала».
С момента избрания на должность главы Воркуты прошло более двух месяцев. Мы решили поговорить с Ярославом Шапошниковым на темы, которые по сути можно было назвать программными и предвыборными. В интервью – про новое межмуниципальное автотранспортное предприятие – будущего резидента Арктической зоны, энергосервисный договор, новую структуру администрации и, конечно, текущую ситуацию в «Водоканале».
– Ярослав Анатольевич, 28 мая городской совет принял устав будущего межмуниципального предприятия. Многие в городе уже обсуждают. Это предприятие будет организовано взамен Специализированного дорожного управления (СДУ)?
– Нет. Это предприятие будет учреждено советами депутатов Воркуты и Инты в помощь СДУ. Проект решения о создании общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Межмуниципальная дорожная служба» был поддержан местными народными избранниками на внеочередном заседании. В середине июня аналогичный документ рассмотрят на сессии горсовета в Инте. Проект включает в себя договор об учреждении общества между городами, а также
устав организации.
Создание муниципального ООО в рамках межмуниципального сотрудничества – уникальный опыт для Арктической части России. В других регионах страны он успешно применяется уже много лет, но на Крайнем Севере его будут использовать впервые. Реализация нового механизма в хозяйственной деятельности позволит эффективно решать многолетние проблемы города, в том числе в коммунальной сфере. Необходимость централизованного решения проблем ЖКХ в Воркуте назрела давно.
– А для чего потребовалось учреждать новое предприятие?
– Все дело в 193-м федеральном законе, цель которого – создание экономической
для опережающего социального развития и улучшения качества жизни в Арктической зоне. Именно он позволил получить механизм, регулирующий процессы межмуниципального сотрудничества в форме хозяйствующего субъекта, имеющего право на получение всех преференций и льгот резидентов Арктики – налоговой и экономической поддержки, льготного кредитования, использования
свободной таможенной в том числе для приобретения спецтехники. Ни муниципальные бюджетные учреждения, ни муниципальные унитарные предприятия (МУП) использовать преимущества арктического законодательства не могут. А вот межмуниципальное общество с ограниченной ответственностью может.
При четком планировании модели организации можно грамотно комбинировать решение проблем местного значения и иных вопросов в сфере инвестиционной деятельности. Муниципалитетам это позволит снизить нагрузку на местные бюджеты и оптимизировать работу органов местного самоуправления.
– На первый взгляд, межмуниципальное общество с ограниченной ответственностью вызывает неоднозначные эмоции. Это же не частный бизнес?
– Нет. Организационно-правовая форма нового предприятия в виде муниципального общества с ограниченной ответственностью является одной из
самых прозрачных «конструкций». Его учредителем станет представительный
коллегиальный орган, в который войдут городские советы муниципалитетов. В нашем случае – Воркуты и Инты. Уставный капитал разделен пропорционально 9:1 в соответствии с объемами задач, которые хозяйствующий субъект будет решать на территории каждого из городов. В настоящее время проблемы масштабнее в Воркуте – остро стоит вопрос дефицита спецтехники, в частности снегоуборочной. В Инте есть аналогичные сложности, но в части пассажирского
транспорта. Межмуниципальное общество с ограниченной ответственностью, в отличие от МУПов или муниципальных бюджетных учреждений, которые ограничены бюджетными средствами, имеет возможность работать с лизинговыми компаниями и банковскими организациями, что способствует рациональному и эффективному использованию имеющихся ресурсов для реализации поставленных задач, а также кратному увеличению количества приобретаемой техники. Межмуниципальное сотрудничество еще больше объединит два соседних города.
– Получается, эта практика будет реализована впервые в России именно в Воркуте?
– Да. Мы создаем новую инфраструктуру, которая напрямую взаимодействовать
со Специализированным дорожным управлением, расширяя функционал последнего, а также имеет все перспективы стать опорной точкой для деятельности других субъектов экономики, в том числе новых арктических резидентов.
После того, как решение о создании муниципального общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная дорожная служба» будет поддержан депкорпусом Инты, начнутся процедуры государственной регистрации организации и получения ею статуса резидента Арктической зоны. Параллельно депутатам муниципалитетов предстоит утвердить ряд локальных нормативных актов, регламентирующих ее хозяйственную и экономическую деятельность.
Я поблагодарил народных избранников за консолидированную поддержку
ключевых для воркутинцев вопросов. Мероприятия, которые я озвучивал в марте на выборах, позволят провести техническое перевооружение города и закупить спецтехнику. И это, уверен, только первый шаг.
– На последней сессии депутаты горсовета поддержали изменения в отношении структуры администрации. Что конкретно будет изменено и в какие сроки?
– В новой структуре предусмотрено правовое управление. Для меня странно, что таковое в администрации отсутствовало в принципе. Это негативным образом отражалось на оперативности и качестве решения юридических вопросов.
Также функционал вакантной должности заместителя руководителя администрации по общим вопросам будет переформатирован в функционал
социальной направленности. Зам по социальным вопросам будет работать по совместительству начальником управления образования. Как и говорил, на
данную должность приглашена Валентина Шукюрова, которая заступит на нее в июле.
– На какой стадии находится реализация вашей инициативы по заключению энергосервисного контракта?
– На финальной. Отработано и согласовано техническое задание. Это самый сложный и трудоемкий документ, на подготовку которого ушло несколько
месяцев. Он и станет приложением к энергосервисному контракту. Пройдены необходимые согласования со всеми структурными подразделениями, затем будет объявлен конкурс по отбору организаций, претендующих на исполнение данного
контракта. Напомню, энергосервисный контракт позволит заменить улично-дорожное освещение города и поселков на энергоэффективное с использованием светодиодных технологий.
– Что сегодня происходит в банкротном «Водоканале», и есть ли варианты решения проблемы? Как предприятие готовится к зиме?
– Возникшая недавно ситуация, при которой предприятие не могло больше осуществлять текущую деятельность, сегодня урегулирована. Для этого был
создан оперативный штаб при администрации города, реализуется план необходимых мероприятий. Главе Коми Владимиру Уйба направлено соответствующее обращение, в котором, помимо текущей ситуации, озвучены
четыре варианта дальнейшего решения проблемы с сетевым комплексом. В настоящее время предложения находятся на рассмотрении в правительстве региона. Как только у меня появится дополнительная информация и в республике будет согласован план действий, проведем встречу с работниками «Водоканала».
Особую тревогу у нас вызывает проблема подготовки объектов предприятия, в том числе Усинского водовода, к зиме. Мы запросили финансовую помощь у правительства, для чего заранее разработали необходимый механизм реализации поддержки предприятия.