Попадая в спорные ситуации в магазинах, покупатели не всегда знают, как правильно себя вести. Из-за этого они вынуждены идти на поводу у продавцов и действовать себе в ущерб.
Оградить себя от лишних трат и некачественного обслуживания поможет знание законов. Рассказываем, что делать в некоторых ситуациях, которые часто возникают у посетителей магазинов.
Пожаловаться обидчику
С начала года в России изменили подход к нарушениям в сфере торговли. На недостатки в работе магазинов, некачественное обслуживание или испорченный товар теперь нельзя сразу же жаловаться в Роспотребнадзор. Получив жалобу от гражданина, ведомство отписывает ее обратно, разъясняя, что пожаловаться недовольный клиент должен руководству магазина.
— Раньше все было просто: покупателю достаточно было написать нам о нарушении своих прав, чтобы мы организовали проверку, — рассказала главный специалист-эксперт воркутинского отдела Роспотребнадзора Анна Винникова. — С этого года покупатель должен сам обращаться за защитой своих нарушенных прав к предпринимателю или руководству предприятия торговли и только потом, если ему незаконно отказали или его требования проигнорировали, вправе обратиться в службу надзора.
Эксперт пояснила, что обращение гражданина в Роспотребнадзор должно быть изложено на бумаге и доставлено лично или по почте. Только тогда оно становится основанием для внеплановой проверки по факту нарушения прав потребителя.
Проще говоря, понятие «контроль за предпринимателями» сейчас заменено самоконтролем.
Переоценка ценника
У воркутинца Романа возникла проблема с разницей цен на полке и в чеке.
— Хотел купить хороший коньяк по заманчивой цене 1 390 рублей. Но мое счастливое и довольное лицо поменялось в одночасье, когда продавец пробил на кассе итоговую цену в 1 790 рублей. Разница оказалась значительной, а продавец объяснила, что ценники еще не успели обновить. Пробивать по старой цене отказалась, потому что в программе стояла цена выше, а это неустойки по кассе, которые потом выплачивать ей.
Вполне вероятно, что злого умысла тут нет, но страдать из-за халатности работников вам ни к чему. Как пояснила специалист Роспотребнадзора, магазины обязаны своевременно предоставить потребителю всю необходимую информацию.
— В магазинах ценник является публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по цене, которая в этой оферте указана, — пояснила Анна Винникова. — Обратитесь к администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, то есть продать товар по цене, указанной на ценнике.
Если требования не удовлетворены — жалобная книга в помощь. В ней следует написать о происходящем, администрация же обязана дать письменный ответ на обращение. Если и в этом случае разница не была возвращена, тогда уже следует обращаться в надзорные органы.
Яйца всмятку
Екатерина оказалась в ситуации, когда продавец потребовала заплатить за случайно испорченный товар.
— В магазине в поселке Воргашор случайно разбила десяток яиц. В холодильнике лотки были закрыты не плотно и, когда я пыталась достать один, все яйца оттуда вывалились прямо на пол. Администратор магазина буквально вынудила меня оплатить разбитые яйца.
Такое может случиться с каждым: кто-то случайно разбивает бутылки с алкоголем, у других рвутся пакеты с фасованной мукой. Зачастую продавцы просят оплатить испорченный товар.
Как утверждают юристы, не стоит тянуться за кошельком, ведь ущерб нанесен не умышленно. Прежде всего, нужно настоять на том, что это все случайность или, например, товар стоял неудобно. Доказать обратное могут только в суде. Однако вряд ли магазин захочет довести дело до судебных тяжб, ведь там свою правоту они доказать не смогут.
Если же продавец или администратор настаивают на оплате, нужно писать претензию в жалобную книгу, составлять акт о порче товара, где указать причину случившегося и то, что товар оплачивать вы не обязаны. Для составления акта понадобится паспорт, поэтому будьте бдительны — не отдавайте документ в руки администратора, вы имеете полное право продиктовать необходимые данные.
Стоит отметить, что вина на покупателя ложится лишь в нескольких случаях: намеренная порча, алкогольное опьянение покупателя или драка в магазине.
Екатерина Кравчук
С какими нарушениями прав потребителей сталкивались вы? Напишите нам на электронную почту redaktor@gazetamv.ru.