25 комментариев к записи “Воркутинский депутат заговорил на коми языке”

  1. Обязательное изучение коми языка устранит ксенофобию и объединит общество:

    Василий Сажин

    Опубликовано Открытое письма в защиту коми языка, под которым идет сбор подписей.

    Документ очень важный, потому что актуальность проблемы высокая. Текст выдержан в разумных доводах, аргументирован. Нет никаких перехлестов.

    В текст Открытого письма следовало бы добавить в текст и решение Конституционного суда РК, где сказано, что обязательное изучение коми языка способствует гармонизации межнациональных отношений, улучшению взаимопонимания между представителями разных народов. Это был бы более сильным аргументом. Притом что в КС преобладают люди русскоязычные, они понимают важность вопроса языка.

    Смущает фраза «представители народа коми». Если под этим подразумевается этническая принадлежность, то фразу следовало бы убрать. Если под «народом коми» понимать всех жителей Республики Коми независимо от национальной, этнической принадлежности, тогда все правильно.

    Один из блогеров на этом сайте пишет, что дескать нет большего оскорбления для языка, чем принудительное изучение. Утверждение является откровенной демагогией и ложью. Тогда получается, нет большего оскорбления для физиков, чем принудительное изучение физики в школе. Нет большего оскорбления для химиков, чем принудительное включение химии в школьную программу. Понятно, что это чушь. Наконец нет большего оскорбления для русских принудительное изучение русского языка. Кремль навязывает его повсюду.

    Все школьное образование строиться на администрировании. Если бы факультативно изучали физику и химию, то не было в стране ни физики, ни химии как наук. Было бы лишь несколько отдельных энтузиастов, но не более. Факультатив – ругательное слово Опыт показывает, ни один школьный проект, который строился добровольно, не достиг результата. Образование это не развлечение, поэтому без обязательности оно не достигнет результата. Никто не будет изучать ничего добровольно, потому это дополнительная нагрузка. Может быть два-три человека, но и потом они охладеют.

    Если представить себе, что русский язык в России стали изучать добровольно, то лет через 30-40 он сократится может быть на половину, а еще через несколько десятков лет перейдет в положение вымирающего. Почему бы записным добровольщикам не предлагать и это?

    Государство всегда строится на административно-директивных методах. Без них оно просто рухнет. Конституцию следует выполнять. Неизучение государственного языка – это нарушение статей Конституции. Сегодня можно нарушить одно, завтра другое, а послезавтра процесс пойдет по нарастающей. Отмена обязательности государственного языка – это нарушение Конституции и закона. Сегодня одно нарушение, завтра другое, а потом все пойдет снежным комом. Минобразование республики совершило фактически мятеж против закона и Конституции!! Министр должна подать в отставку и понести ответственность.

    В образовательном процессе нет и не может быть добровольности. Не было никогда и нигде, кроме Республики Коми относительно коми языка. Добровольность школьного образования ведет к деградации обучения. Из-за природы человеческой психологии, особенно школьников, которые стремятся облегчить себе задачу, избавиться от лишней ноши. Позиции национальных, нерусских языков в СССР, в т.ч. и коми, ослабли тогда, когда в 1957-м году советская власть издала распоряжение, позволяющее учить или не учить языки.

    Катавасия вокруг национальных языков не случайна. Я не сторонник конспирологических теорий. но атака на национальные языки ведется с центра, с Кремля. Власть вольно или невольно поощряет дискриминацию народов. Делалось всегда.

    Нас пугают ужастиками, фобиями, страшилками про то, что обязательное изучение коми языка вызовет ненависть к языку и народу. Это не так. Все совсем даже наоборот. Есть такое слово «ксенофобия». Оно означает страх перед неизвестным, непонятным, непривычным. Этим страхом заражены люди, которые не знают что-то и боятся его. Если же допустим, что все население Республики Коми изучило коми язык, то проблема страха перед коми исчезнет моментально. Конфликт исчерпается, страсти улягутся.

    Ненавидят не те, кто изучает язык, даже принудительно. Ненавидят другие. Те, кто не изучает. Те, кто противник национального возрождения.

    Если ребенок будет изучать язык, даже если не желая, рассуждать, что он будет ненавидеть – это уловка. Я в школе учил английский, в филиале лесакадемии немецкий. И что, я должен ненавидеть Англию и Германию!?

    Игра в добровольность – это хитрая, завуалированная форма запрета. Потому что знают, что никто не будет изучать, никому неохота взваливать на свои плечи лишнюю нагрузку. Такая красивая, изящная система запрета, под вдохновенным лозунгом свободы. Спекулируют добровольностью те, кто хотел бы искоренить языки народов России.

    Это исходит от российских идеологов. В первую очередь от Путина, именно он подтолкнул процесс, проведя совещание по Перечню поручений. Команда идет оттуда. Только поручения коснулись только нерусских языков, не затронув другие предметы. В чем суть? В том, что они знают, что добровольность полностью уничтожит национальные нерусские языки. Что входит в их планы.

    Они уверены, существование в России нерусских языков – угроза сепаратизма и подрыв территориальной целостности страны. Ликвидируя языки рассчитывают на корню подорвать потенциальный сепаратизм.

    Но на самом деле логика примитивна. В угрозе сепаратизма язык играет не самую первую роль. Имеет конечно значение, но может не самую главную. Хотя как знать!? Ведь если бы в СССР не проводили русификаторскую политику, возможно Союз удалось бы спасти. Во всяком случае не произошло бы такого обвального, нецивилизованного распада и удалось бы преобразовать в настоящую федерацию.

    Если внимательно посмотреть на карту бывших союзных республик, то увидим, что лучшее и стабильнее положение там, где сохранились языки народов бывших союзных республик. Если взять Литву, то там лучше, чем в соседних Латвии, Эстонии или на Украине. У России отношения с Литвой лучше. Потому что литовский язык не утратил свои позиции. Нестабильно там, где высока доля русскоязычного населения. Вот почему надо развивать язык. Ради будущего. Чтобы в будущем не было проблем для следующих поколений.

    Одна из главных причин войны на Донбассе – в том, что там слабы позиции украинского языка. Если украинский там существовал более-менее, войны бы не было. Выдавливание национального языка в финале привело к войне. То же самое может произойти и в России. Только сохранение самобытности народов и регионов России приведет страну к процветанию и стабильности.

    Тот, кто трубит про добровольность, то есть за ликвидацию языка, тот тем самым вредит своим потомкам, детям, внукам, правнукам. Потомки возможно будут потом проклинать. Детям, внукам придется все наверстывать. Язык – не человек, его можно восстановить, но это потребует больших усилий, времени и нервов.

    Поэтому дискриминация в языковой сфере не укрепляет единство России, а ускоряет ее крах. Ведь причин распада СССР много, но важнейшая из важнейших – дискриминация и вытеснение национальных языков под соусом добровольности.

    В интересах граждан изучить коми язык. В России рано или поздно начнутся перемены и проблемы снова выйдут на поверхность. Они обострятся с удвоенной силой. Неизбежно будет поставлен ребром вопрос и повышении статуса коми языка вплоть до единственного государственного. Уверен, что статус будет повышен. Но чем хуже будет положение коми языка, как и других нерусских языков. тем больше проблем возникнет в будущем. Ошибаются «ликвидаторы», которые надеются, что добровольность угробит коми язык, язык исчезнет и проблема рассосется сама собой. Нет. Эта проблема рано или поздно снова выйдет на поверхность, в еще более острой форме, в запущенной форме, отравляя атмосферу, всякий раз, когда в России начинаются демократизация и реформы.

    Тема конфликта вокруг коми языка не иссякла. Она иссякнет только тогда, когда коми язык будет функционирировать во всех сферах.

  2. Мальвина Карабасова:

    Господин Сажин, вы имеете полное право обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации и в нём обвинить жителей Воркуты в нежелании обучать своих детей языку коми, а, следовательно, в нарушении законодательства Республики Коми. Удачи!

  3. Александр:

    Не очень хотелось отвечать на эту простыню, но похоже всё-таки придется. Как можно вообще сравнивать русский язык, который обязательно пригодится в жизни воркутинскому школьнику и коми язык, который ему с 95% вероятностью не пригодится в жизни? Физика и химия помогут школьнику при выборе им соответствующих специальностей. «Все школьное образование строиться на администрировании. Если бы факультативно изучали физику и химию, то не было в стране ни физики, ни химии как наук. Было бы лишь несколько отдельных энтузиастов, но не более» — это исключительно ваше личное мнение, не более. Настоящую науку изучают в университетах, и я имею ввиду большей частью не российские ВУЗы. Задача школ — выпустить более-менее подготовленную массу для этих ВУЗов, выражаясь военным языком «резерв». А уж более или менее это зависит от конкретной школы или ученика. Не стоит преувеличивать значение школы в современном обществе. «Если представить себе, что русский язык в России стали изучать добровольно, то лет через 30-40 он сократится может быть на половину, а еще через несколько десятков лет перейдет в положение вымирающего. Почему бы записным добровольщикам не предлагать и это?» — это снова исключительно ваше личное мнение. Вот лет 200 назад школы были в основном для дворян, которых было от силы 2% населения (прямо как коми в Воркуте). Народ язык вообще не изучал. Он на нем разговаривал. И что через 100 лет перешел он в положение вымирающего?

    «Государство всегда строится на административно-директивных методах. Без них оно просто рухнет» — это не означает принуждения изучения не пользующегося популярностью предмета в школе. «Отмена обязательности государственного языка – это нарушение Конституции и закона» — Сегодня один закон, завтра другой. Закон — это не есть что-то раз и навсегда данное, законы часто меняются с течением времени, а к Конституции принимаются поправки. «В образовательном процессе нет и не может быть добровольности. Не было никогда и нигде, кроме Республики Коми относительно коми языка. Добровольность школьного образования ведет к деградации обучения». Бедный, бедный коми язык единственный в истории человечества, изучающийся добровольно. А если серьёзно, были у нас в школе факультативы и на них даже кто-то ходил. Только вот коми языка тогда не было у нас (я еще в то время учился). Наверное, я потерян для коми народа навсегда.

    «Если же допустим, что все население Республики Коми изучило коми язык, то проблема страха перед коми исчезнет моментально. Конфликт исчерпается, страсти улягутся». А если население города Воркуты все-таки проведет референдум и выйдет из состава республики Коми, как Крым вышел из состава Украины, то проблема страха перед коми тоже исчезнет моментально. И конфликт исчерпается и страсти улягутся. Правда, для этого должна быть политическая воля, которой нет.

    «Игра в добровольность – это хитрая, завуалированная форма запрета. Потому что знают, что никто не будет изучать, никому неохота взваливать на свои плечи лишнюю нагрузку». А может никто не будет изучать, потому что не нужен никому коми язык в Воркуте, вот и всё. Физика понадобится будущему инженеру, химия будущему технологу, русский понадобится всем. А вот коми... Разве что чиновнику сыктывкарскому понадобится в работе, да и всё. С каждым годом повышается популярность финского языка в Санкт-Петербурге, Ленобласти и Карелии. Потому что это востребовано, нужно и это будущее. А вам слабо сделать уровень жизни в Сыктывкаре, как в Хельсинки? Тогда и воркутинцы к вам будут переезжать на ПМЖ больше, чем в Ярославль и Питер. Но нет, там же работать надо, это слишком сложно... Лучше просто озаботить город, где и так полно проблем еще одной. «Те, кто противник национального возрождения» — да, я против коми национализма в Воркуте. Вот такой я интернационалист. «В том, что они знают, что добровольность полностью уничтожит национальные нерусские языки» — Если без добровольности их не удастся сохранить — туда им и дорога. Значит народу не нужен свой язык. «Если внимательно посмотреть на карту бывших союзных республик, то увидим, что лучшее и стабильнее положение там, где сохранились языки народов бывших союзных республик» — особенно в Средней Азии, а также в Закавказье. «Если взять Литву, то там лучше, чем в соседних Латвии, Эстонии или на Украине» — снова ложь. ВВП из трех прибалтийских стран выше всего в Эстонии. Средние зарплаты тоже. «Нестабильно там, где высока доля русскоязычного населения» — самый махровый нацизм, можно привлечь по 282 статье. Уже писал про Среднюю Азию и Закавказье, где процент русских не велик, а стабильность и процветание все никак не наступает. «Одна из главных причин войны на Донбассе – в том, что там слабы позиции украинского языка. Если украинский там существовал более-менее, войны бы не было. Выдавливание национального языка привело к войне». В Крыму тоже слабы позиции украинского языка, а войны там, как не было, так и нет. Неувязочка. «То же самое может произойти и в России» — давайте, начинайте. Белые начинают и проигрывают."Тот, кто трубит про добровольность, то есть за ликвидацию языка, тот тем самым вредит своим потомкам, детям, внукам, правнукам. Потомки возможно будут потом проклинать. Детям, внукам придется все наверстывать. Язык – не человек, его можно восстановить, но это потребует больших усилий, времени и нервов". Просто словоблудие, ни на чём не основанное. Слава богу, что потомки меня проклинать не будут, потому что в будущем я уеду из благословенной Коми Республики вообще. Если добровольность изучения языка означает его ликвидацию — туда ему и дорога. «Ведь причин распада СССР много, но важнейшая из важнейших – дискриминация и вытеснение национальных языков под соусом добровольности». Ничего подобного, не преувеличивайте собственную значимость. Причина распада СССР лежит в политической сфере — всесильной роли партии КПСС и выбранному ей неправильному курсу на политическую перестройку, а не экономическую, как в КНР. Ну и конечно, экономические проблемы — прежде всего дефицит и очереди, от которых нужно было избавляться первым делом, проведя в СССР либерализацию цен, а не оттягивая её. Впрочем, кому я это пишу?.."В интересах граждан изучить коми язык. В России рано или поздно начнутся перемены и проблемы снова выйдут на поверхность. Они обострятся с удвоенной силой. «Неизбежно будет поставлен ребром вопрос и повышении статуса коми языка вплоть до единственного государственного». Неизбежно будет поставлен ребром вопрос о выходе Воркуты из состава Республики Коми. «Ошибаются «ликвидаторы», которые надеются, что добровольность угробит коми язык, язык исчезнет и проблема рассосется сама собой». Я к таким ликвидаторам не отношусь. Пусть коми язык процветает, но насчет добровольности вы заблуждаетесь. Вы мне напоминаете одного знакомого военного, который, когда что-то не знал, всегда отвечал «так положено». А коми народ пусть приезжает в Воркуту. Увеличивая таким образом численность коми населения города. Тогда я изменю свое мнение. В настоящий момент коми язык массово в городе не звучит. «Тема конфликта вокруг коми языка не иссякла. Она иссякнет только тогда, когда коми язык будет функционирировать во всех сферах». Есть такая республика, Чечня называется. Вот там проблему русского языка решили по вашему сценарию. Можете попробовать повторить. Но боюсь, по тыкве получите уже вы, вместе с Уляшевым. Причем жостко. За сим откланиваюсь. Рука устала печатать.

  4. Мальвина Карабасова:

    Александр, благодарю за толковую статью. Наберусь наглости и чуток дополню (я - старая, мудрая, как черепаха, потому право имею):

    — чеченцы прекрасно говорят по — русски, общалась, знаю, у кого проблемы с русским, так это у абхазцев и осетин из-за особого строения гортани;

    — СССР распался так же по причине развращения элиты, особенно развращены были элиты национальных республик — уточнять не надо, все всё помнят, похожая ситуация наблюдается и в нац.образованиях современной России и проблему решать придётся, возможно, радикально, а именно отменять некоторые нац. образования, как понедельники в известной песне;

    -воля к выходу Воркуты из Коми есть, нет инициатора, все мои друзья — без исключения! — говорят в унисон: «Скорее бы уже...»;

    -последнее: обязательность коми — языка в республике — это первая ступень национальной политики элиты республики, политика эта возникла не вчера, а конечная цель — выход из состава России, претензии к Кремлю, Путину о якобы притеснении, унижении и ущемлении в правах этноса коми — тоже часть этой политики, обязательность коми — языка — это один из инструментов, при помощи которых станет возможным нейтрализовать русско — язычное большинство республики в случае принятия решения о выходе Коми из России (вот почему начали с детей, в долгосрочной, так сказать, перспективе успеют подготовить толерантную среду). В целях укрепления безопасности России и её целостности, было бы весьма рациональным принять такое решение о выходе Воркуты и Инты с прилегающей территорией из РК и присоединение их к Архангельской области, возможно создание нового территориального образования.

  5. Решение:

    Президиума Межрегионального общественного движения

    «Коми войтыр»

    03 ноября 2017 г.

    26 октября 2017 года заместитель Председателя Правительства Республики Коми – министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Н. А. Михальченкова подписала приказ за № 366-п «Об утверждении плана мероприятий по исполнению образовательными организациями Республики Коми пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г. от 28 августа 2017 г. № Пр-1710», в целях соблюдения законодательства образовательными организациями в части обеспечения мер по изучению (подчеркнуто нами) обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей).

    План предполагает в том числе:

    Во-первых, в середине учебного года осуществить сбор заявлений от родителей (в тексте «с родителей») / законных представителей, желающих, чтобы их дети изучали коми язык как родной или как государственный (п. 1.2).

    Во-вторых, так, пунктом 1.4. изначально предполагается сокращение учебной нагрузки учителей коми языка (причем, не оговаривается насколько), а, следовательно, повлечет за собой не только возможных перспектив их работы, но и дестабилизацию в педагогических коллективах, что накладывает на межнациональную напряженность еще и социально-трудовую, что может привести (и уже приводит) к открытому конфликту.

    В-третьих, на наш взгляд, в республике нет никаких нарушений российского законодательства в части изучения коми языка и как родного, и как государственного. А план мероприятий составлен с правовой точки зрения абсолютно неграмотно. Так, перепутаны понятия «обучение» и «изучение». Более того, пункт 1.3 предполагает «Мониторинг получения результатов выбора родителями (законными представителями) обучающихся изучения родного языка (какого?), государственного языка Республики Коми (какого?). Значит, согласно плану надо собирать и заявления от родителей, которые считают родным языком своих детей русский?

    В-четвертых, пункт 2.5 предполагает «подготовку рукописей учебных пособий по учебному предмету «Государственный язык (коми)». Следовательно, можно сделать вывод, что никаких учебных пособий, а тем более программ, учебников и методических пособий по изучению коми языка как государственного в республике нет.

    В-пятых, «включение учебного предмета «Государственный язык (коми)» … в часть учебных планов, формируемую участниками образовательных отношений» (п.1.6.), нарушает законы Республики Коми «О государственных языках Республики Коми» и «Об образовании».

    В-шестых, документ создан в спешке, втайне от заинтересованных сторон, в том числе от представителей гражданского общества, тем более, что инициатива принятия Закона о государственных языках исходила от Съезда коми народа, а также не был официально согласован. В плане указаны нереальные сроки осуществления мероприятий, проведение которых невозможно без грубейших нарушений Трудового законодательства Российской Федерации. И это только часть претензий к вышеуказанному приказу.

    К сожалению, публично и в средствах массовой информации прозвучали безосновательные официальные утверждения заместителя Председателя Правительства Республики Коми – министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми о разжигании межнациональной розни общественными организациями. Хотя на самом деле основным фактором разжигания межнациональной напряженности в настоящее время в Республике Коми является вышеуказанный приказ.

    В связи с вышеизложенным Президиум МОД «Коми войтыр» решил:

    1. Настоятельно предложить заместителю Председателя Правительства – министру образования, науки и молодежной политики Республики Коми Михальченковой Н. А. отменить вышеуказанный приказ.

    2. Обратиться к Главе Республике Коми рассмотреть дисциплинарную ответственность министра в связи с превышением ею полномочий в части нарушения законов Республики Коми.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.