Органы прокуратуры города сталкиваются с трудностями в установлении места нахождения должников – юридических лиц и их руководителей. Это обстоятельство затрудняет проведение прокурорских проверок в отношении должников и препятствует принятию мер реагирования к виновным должностным и юридическим лицам, делает невозможным взыскание в интересах работников задолженности по заработной плате.
Распространены случаи, когда недобросовестные должники изменяют адрес фактического места нахождения, чтобы уклониться от выплаты долгов по заработной плате и иной задолженности и избежать юридической ответственности.
При этом юридические лица не исполняют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о сообщении в течение трех рабочих дней с момента изменения места нахождения сведений об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать.
Неисполнение юридическим лицом обязанности по уведомлению регистрирующего органа об изменении места нахождения влечет административную ответственность. Пункт 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает штрафаы длядолжностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Федеральная налоговая служба, уполномоченная возбуждать дела об административных правонарушениях по указанной статье КоАП РФ, дала разъяснения в письме от 25 июня 2014 года № СА-4-14/12088 «Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица».
Кроме того, не уведомление регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица может рассматриваться как основания для обращения в суд о ликвидации юридического лица в порядке статьи 61 ГК РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснил, что при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и тому подобное), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
При установлении факта отсутствия юридического лица по месту нахождения прокурорами соответствующая информация направляется в налоговые органы для принятия мер по привлечению его к административной ответственности по пункту 4 статьи 14.25 КоАП РФ.