Накануне Дня учителя «МВ» поговорила с педагогами о работе, учениках и ответственности, которую накладывает на них «труд отсроченного действия».
Знаток WorldSkills, физкультурник, выписывающий желтые карточки, и литератор, ведущий непрестанный разговор о жизни, – это все воркутинские учителя. Такие разные и такие преданные своей профессии.
Три причины
Еще в седьмом классе Дмитрий Бельтюков понял, что ему нравится физкультура.
– Я увлекался футболом и был на хорошем счету и, думаю, все это повлияло – педагог Галина Николаевна Зарубина и то, что школа «болела» спортом благодаря ей. Поэтому я осознанно шел в педагогический колледж и мечтал быть учителем физкультуры. Это же Конфуций сказал: «Займись тем, что тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни». Я это чувствую каждый раз. Я в педколледже уже 17 лет и до сих пор не утратил вкуса к этой деятельности, не хочу менять работу. Ты видишь, что тебя слушают будущие коллеги, и это обязывает. Получаешь от этого удовольствие. Я думал, что, когда вы спросите, почему я выбрал эту профессию, я отвечу, как одна из команд в КВН, – три причины: июнь, июль, август. Длинные летние каникулы. Помимо физкультуры Дмитрий Александрович преподает в педколледже ОБЖ. Признается, на первых порах не хватало опыта.
– Я бы сказал, что мои первые уроки проходили немножко… занудно: лекции без примеров, чистая теория. А физкультура – это мое любимое. У меня был коллега, с которым я работал в паре, Алексей Николаевич Стариков, и я много почерпнул у него, – рассказывает Бельтюков.
Воспитательный момент в своей работе Дмитрий считает одним из главных, потому что педагогический колледж – это особенное учебное заведение. Он выписывает желтые карточки за нецензурную брань, считает неуместными шутки о наркотиках и алкоголе, обращает внимание студентов на неправильную речь.
– Необходимо готовить студентов непосредственно к работе в школе, – уверен учитель. – Я понимаю, что если я что-то недодам на занятиях, те вещи, которые им потом пригодятся, то ответственность на мне. Городу требуются педагоги, вы знаете. Получается, мы выпускаем тех, кто нужен прямо здесь и сейчас: в июне выпустился, а в сентябре уже встал к доске. Тем более дополнительное образование у нас есть – «физическая культура в начальной школе», и я заведую этим блоком. Будущие физкультурники, у меня их сейчас 15 человек, именно те, кто хочет вести физкультуру, работать в секциях, за это тоже я отвечаю: чтобы они смогли правильно преподавать и заботиться о здоровье детей.
Дмитрий Александрович гордится успехами своих студентов. Правда, учитывая специфику учебного заведения, гордится в основном девочками.
– В администрацию школы я не стремлюсь. Я имею в виду, чтобы физкультурник был завучем. Завуч-физкультурник… Вы, наверное, не часто слышали такое? – снова шутит Дмитрий Александрович. – Меня устраивает мое место. А вершины… Наверное, хотелось бы, чтобы студенты больше выигрывали в спорте. Нельзя сказать, что все уже покорено, все равно есть куда расти. Наверное, я бы хотел, чтобы мои занятия проходили еще интереснее, разнообразнее и дети на них шли с удовольствием, чтобы среди них не оставалось равнодушных.
Королева орфографии
Сегодня ученики школы № 40 часто спрашивают Анну Владимировну: «А когда вы поняли, что хотите быть учителем?» или так: «А вы уже в детстве мечтали работать в школе?».
– Поначалу такие вопросы ставили в тупик, ведь отвечать надо правдиво: фальшь дети сразу чувствуют. К тому же не хотелось в ответ на искренний и важный для ребят вопрос пускаться во взрослые рассуждения… Ведь я действительно не помню, чтобы когда-нибудь мечтала о профессии учителя, – признается Анна Гусарова. – Именно поэтому поступала не в педагогический институт, а в университет, на филологический факультет, представляя, что из него выходят знаменитые писатели, критики, журналисты, ученые и… учителя тоже. Это сегодня я понимаю, что и писателем, и журналистом, и учителем практически невозможно стать. Ими нужно родиться.
Оглядываясь назад, Анна уверена в том, что иначе и быть не могло. Теперь на вопросы ребят о своей профессии отвечает: «Да, мечтала. Стать учителем. Русского и литературы. И счастлива». Именно с такой пунктуацией.
– В моей жизни было много самых разных учителей, о которых я часто вспоминаю, – говорит Гусарова. – Один был непревзойденным знатоком своего предмета, другой виртуозно объяснял сложные вещи, а третий общался с нами на равных. Я помню, когда университетский преподаватель русской литературы XIX века заканчивала читать лекцию: в этот момент мне хотелось встать и аплодировать! В прошлом году мне довелось преподавать этот же период литературы девятиклассникам. И вот подходит к концу очередной урок, я произношу последнюю реплику, звенит звонок, и девочка на первой парте несмело произносит: «Анна Владимировна, мне так хочется сейчас встать и аплодировать». Надо ли объяснять, что эти слова значили для меня? Спасибо, Соня.
Поводов для гордости у Анны Владимировны каждую минуту миллион: дети поняли урок, победили в конкурсе, сдали хорошо экзамены, начали спорить на уроке, была ли любовь в «Отцах и детях». Она считает, что ее предмет, литература, – это всегда разговор о жизни, а забытый дома дневник не повод для двойки. Когда нерадивый ученик отправится устраиваться на работу, кто об этом вспомнит?
Анна относится к ребятам, как к взрослым. Проецирует на них то отношение, какого хотелось бы к собственным детям. Старается не обидеть. Может подурачиться. Использует в воспитательных целях афоризмы: можно привести коня к водопою, нельзя заставить его напиться или любимое – дорогу осилит идущий.
Для педагога Гусаровой каждый день в школе – это тысяча причин для смеха, слез, радости, разочарования, надежды и счастья.
– Только в школе можно получить на свой день рождения 25 своих портретов «кисти неизвестных пока художников», – перечисляет она, – только в школе, объясняя новый материал, можно неожиданно для себя выяснить, что ты Королева Орфографии – 5 «Б», привет! Думала ли я в детстве о том, что профессия учителя подарит мне все это? Скажу честно: «Даже не мечтала!».
ИВПИС Дениса Сергеевича
Денису Сергеевичу 24 года, и он уже педагог со стажем, работает в Воркутинском политехническом техникуме. Сначала его ученики были старше, но каких-то специальных усилий для установления субординации применять не пришлось.
– На самом деле мне приятно, когда субординация отсутствует в ярко выраженной форме. Если мы друзья, то какая субординация? С кого проще «стрясти» знания? С друга, которому ты симпатизируешь, и он к тебе хорошо относится, или с человека, на которого ты «давишь», оправдывая такое поведение должностным статусом? Да и с посещаемостью в те времена было лучше. Больше общих интересов и тем для общения.
Сейчас же педагогика для Дениса Курца – это взаимовыгодное сотрудничество с воспитательными элементами.
– Ответственность – это безумно важный момент. Надо стараться воспитывать ответственность в детях, чтобы они тщательнее обдумывали, что делают. Они ведь в силу возраста реально не понимают элементарных вещей. Зачем, спрашивается, им приходить с утра? Ничего же не изменится, если он придет, скажем, часиков в 10, а не в 9?! – приводит пример Курец. – Но если они на работу так будут опаздывать, их, скорее всего, уволят. Но я никогда не говорю: «Помнишь, я же тебе говорил!». Считаю, что нужно учиться на своих ошибках. Я что, кладезь мудрости? Никогда не позиционировал себя таким образом.
За три года работы Дениса его студенты дотянулись до «бронзы» на региональном уровне престижных профессиональных соревнований WorldSkills в компетенции «Сетевое и системное администрирование». В этом году всерьез нацелены на первое место. Еще он уверен, что компьютеры – это направление совсем не для консерваторов, поэтому его лекции становятся все разнообразнее и интереснее.
Денис Курец признается, что был в начале учительского пути личностью интровертной, у доски два слова связать не мог. Теперь из интровертной превратился в личность медийную. У него есть сайт kurets.ru, странички в социальных сетях, канал на YouTube. На сайте он публикует обучающие курсы по системному администрированию, а в рубрике «Вестник IT» делает обзоры технических новинок.
Антонина Борошнина
Фото из личных архивов героев материала