Заместитель главного механика по ТОиР шахты «Заполярная» Вячеслав Штрак – потомственный шахтер, который сознательно принял решение продолжить горняцкую династию и сегодня с интересом осваивает новые подходы в работе.
Дедушка Вячеслава работал с 14 лет на лесном складе, потом устроился на шахту N 5-7 «Капитальная» водителем.
– Возил всех директоров шахт на легендарной 21-й «Волге», – рассказывает Штрак-младший. – Как меня это касается? Я садики не любил, меня воспитывала шахта. Со всеми директорами я был как свой, диспетчеры, водители, начальство – меня все воспитывали. Отец проработал 25 лет, он был проходчик. Что я взял от отца? Был такой случай, что меня завалило. Не критично, но был я один в забое. Светом махал, через полчаса товарищи откопали. Где находится в случае обрушения, где безопасное место, когда такое случается, треск, обрушение мелкое – мне папа дал пару советов. И конечно, по проходческим комбайнам, по гидравлике из своего опыта.
Но обо всем по порядку. Вячеслав отучился в школе на «4» и «5». В принципе, были варианты уехать в другой город, но решил остаться и продолжить династию. Воркутинский горно-экономический колледж молодой человек окончил с красным дипломом и незамедлительно получил приглашение на работу. Начинал на участке стационарных установок шахты «Северная».
– Участок мне нравился, потому что там очень много механизмов. Это воздух, это подъем и опускание горной массы и людей, клетевой и скиповой вентиляторы, – объясняет горняк. – Проработал там пять лет, добился пятого разряда… А потом компания купила десять комбайнов проходческих. Приехали немцы. И мне знакомый говорит: «Хочешь с немцами поработать?». Хорошо! И Вячеслав Штрак занялся ремонтом горно-шахтного оборудования. Пошли монтажи: «Воркутинская», «Воргашор ская», «Заполярная». Со всеми познакомился, получил бесценный опыт.
– С немцами было очень сложно работать, – вспоминает Штрак, – хотя я сам русский немец, дедушка у меня немец чистокровный. Его в годы войны взяли в плен, пошла дележка: кого в Германию, кого в Казахстан – по всей стране их раскидали… Так вот, начались перемонтажи. У немцев пунктуальность, качественный инструмент, безопасность – все на первом уровне. Мне очень приятно было. Но у них негатив был в нашу сторону: до сих пор осталась какая-то обида, что мы выиграли войну. Реально! Потом приехала молодежь, с ними хорошо, подружились, работали.
Немцы уехали, а Вячеслав остался на техобслуживании новой техники: звонки в любое время суток, бессонные ночи, пока немецкая техника не выработала свои моточасы.
– Сейчас комбайны все у нас – автоматика на высшем уровне, развитие, все обновляется, как «айфоны», – описывет Вячеслав. – Это очень сложно, но когда начинаешь понимать, разбираться , получаешь удовольствие. Даже когда были бессонные ночи, аварии… Ушел сейчас на «Заполярную», я даже стал скучать.
На «Заполярной» Штрак занимается техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) в рамках Бизнес-системы «Северстали». И считает, что за таким подходом к работе будущее и успех:
– Честно? Мне работа нравится. Вот ТОиР – надежность на первом месте, планирование, чтобы работало оборудование безаварийно. Это выхлоп, это прибыль. Раньше такого не было: ну и что, комбайн стоит! Сейчас добыча, проходка – все считается. И надо всю эту систему развивать. В Воркуте с этим упущение. С прошлого года этот проект запустился, сейчас все на начальной стадии, мы все узнаем, много ошибок пока, нет базы, площадки, но и что-то получается. Череповец нам передает свой опыт, потому что у них сколько уже это работает и все у них хорошо!
Антонина Борошнина
Фото Владимира Юрлова