7 декабря Воркутинский драмтеатр представит премьеру спектакля «Семейный портрет с посторонним». О работе над новой постановкой «МВ» рассказал режиссер Виктор Ножкин.
Написанный в 90-х «Семейный портрет с посторонним» популярен и сыгран на подмостках 200 не только провинциальных, но и столичных театров.
– Наверное, востребованность драматургии Лобозерова заключается в его органичности, знаковости и близости духу каждого человека, живущего в России, – объяснил режиссер-постановщик премьеры Виктор Ножкин. – Она родная, ее не надо было искусственно присваивать, прививать на сценических площадках. Были родными ее герои, узнаваемыми проблемы.
Причем дело вовсе не в том, что действие разворачивается в российской глубинке. Просто русская душа – это понятие вселенского и исторического масштаба.
– Только русская душа всегда могла адаптироваться в трудной жизненной ситуации. Жизнь в России в широком понимании никогда не была легкой, и всегда русскому человеку приходилось, приходится и будет что преодолевать. Наверное, в этом кроется суть закаленности характера, – рассуждает Ножкин. – Боль героев, людей, живущих на земле, которых изобразил Лобозеров, она гораздо глубже мелкотемных бытовых вещей.
Несомненно, на той же философской глубине находится и вопрос взаимоотношений в семье, которые сегодня далеки от гармоничных. Напряжение в обществе передается в его отдельные ячейки.
– Столько энергии тратят на конфликты! Но существует и другая сторона этих взаимоотношений, которая зиждется на великой любви. Таким образом мы получаем баланс и видим размах характера русского человека – от мордобоя до слез самозабвенной любви, – отметил режиссер-постановщик. – Откуда же взялась комедия? Если мы говорим о ней в глубоком понимании, искра комедии возникает между этими разнозаряженными полюсами русского характера. Когда идет столкновение «от слез до топора», тогда получается эта искра. Это комедия, «заквашенная» на анекдотической ситуации, которая выливается в клубок фантазий, недоразумений и приводит к комическим ситуациям.
Смех, слезы, топоры, детектив – в «Семейном портрете» есть все. Плюс подспудно угадывающаяся социальная составляющая, хотя у спектакля нет цели отвечать на острые социальные вопросы. Это изящная комедия, но не в понимании какого-то кривляния. Ее персонажи глубоки, духовно чисты, с глубокими запросами на свое существование.
– Было время, когда мы говорили, казалось бы, о большом и крупном – сколько стали выплавили, сколько угля добыли, и мы очень долго говорили об этом, – вспомни Виктор Ножкин. – Потом спохватились: «Господи, а кто будет добывать уголь, выплавлять сталь? Это ведь делает человек! Давайте повернемся к человеку».
Как говорят критики, «Семейный потрет с посторонним» – пьеса самоигральная, но это не значит, что она сама по себе играется. Постановка любого спектакля требует кропотливой работы, а комедии тем более.
– Сегодня мы мало смеемся либо уже потеряли ориентиры хорошего юмора – достаточно включить телевизор и посмотреть, над чем рыдают полные залы, – констатирует Ножкин. – Рассмешить в театре не «клоунскими» номерами все труднее и труднее, поэтому затрачены колоссальные силы. Над материалом мы работам с удовольствием: не было ни одной репетиции, на которой мы бы не смеялись гомерическим хохотом. При этом мы серьезно относимся к постановке комедии, у нас серьезный настрой, но сама пьеса в какой-то момент взрывает наш серьезный вид лица, и мы теряем над собой контроль.
Актеры и режиссер-постановщик уверены, что зрители почувствуют эту энергию пьесы Лобозерова. Сделать это можно в самое ближайшее время: премьера состоится в Воркутинском драмтеатре 7,8 и 9 декабря.
Антонина Борошнина
Фото Владимира Юрлова