Учитель года-2019 в Воркуте Александр Воеводин рассказал, как попал в школу, что самое сложное в отношениях с детьми и почему работа учителя не заканчивается, когда он приходит домой.
По диплому Александр Воеводин менеджер и до работы в школе сменил не одну профессию. Но уже несколько лет в школе № 40 он преподает основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), ведет кружок «Школьная киностудия» и заведует патриотическим клубом «Арктика». Хотя его педагогический стаж менее четырех лет, недавно он победил в городском этапе профессионального конкурса «Учитель года». Для этого ему пришлось писать эссе, презентовать сайт, провести открытые уроки и внеклассные занятия и выступить перед жюри.
– Я знаю, школа у вас началась не сразу. Каков был путь до нее?
– Длинным и разнообразным: я был работником банковской сферы, работал с клиентами, экономистом по кредитованию, менеджером по продажам. Потом судьба развернулась очень интересно: творческое начало меня отправило на поиски, я попал на телевидение. Начался круговорот совершенно другой жизни, и более двух лет он вертел, вертел меня. По ряду причин, больше экономических, пришлось найти вторую работу, и я параллельно служил в охране. Ночью с автоматом, днем с видеокамерой. Все это продолжалось довольно долго, пока я не устал по полтора-два дня не бывать дома, жене тоже это все не нравилось.
Моя мама Ольга Викторовна Воеводина в тот момент была в этой школе преподавателем начальных классов и заведующей по воспитательной работе. Я просто поинтересовался у нее, могу ли в школе пригодиться. Я знал, что работать в школе очень нелегко. Пример – моя мама, которая всю себя вкладывала и физически, и морально. Это, конечно, возвращалось уважением и любовью детей. Но я прекрасно понимал, что это очень тяжело, никаких иллюзий не строил, не шел в школу за легкой жизнью ни в коем случае.
– И все-таки сделали этот выбор.
– И сразу попал с корабля на бал. Пришел, был День города, суматоха, концерт. Я вклинился в этот процесс, пытаясь понять, где, собственно, мое место здесь. В течение короткого времени я понял, как нужно и что нужно. Сегодня я доволен на сто процентов, что моя дорога привела меня в школу. Сегодня я преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, занимаюсь киностудией у нас в школе и еще достаточно длинный перечень обязанностей, который не входит в привычное понимание работы учителя. Жаловаться абсолютно не на что, хотя это работа с детьми. А дети – это не стандартная заготовка на заводе, которую обрабатываешь подручными инструментами. Школа и ученики – это совершенно другой «организм».
– Не секрет, что есть сложные дети.
– А простых детей вообще нет. Вот с ребятами занимаемся, и Марк везде: патриотический клуб – Марк, КВН – Марк, концерт – Марк. Юра журналистикой увлекся, со всей душой к этому делу. Вот сейчас к «Ученику года» готовимся. Разве это простые дети? Хотя они не хулиганы в привычном смысле, но и к ним другой подход нужен.
– Хорошо, а если о хулиганах в привычном понимании?
– А разве мы не были хулиганами? И потом было стыдно за свои шалости, а может, не стыдно, потому что мы этого не понимали. К счастью, могу сказать, в нашей школе я не наблюдаю таких хулиганов. Да, есть дети чересчур активные, к ним надо применять свои сдерживающие либо направляющие методы. Были сложные ребята. У нас всех, взрослых и детей, есть в душе что–то, что проявляется через наши поступки. Дети даже более остро реагируют на некоторые вещи. Поэтому тут нужно быть и психологом, и теоретиком, и воспитателем, и организатором. Просто отвел урок и пошел домой – ни в коем случае так не заканчивается работа. Я пытаюсь воспитать ребенка грамотного, ответственного, который знает, что можно, что нельзя. И своим примером стараюсь заражать.
– Сложность профессии почувствовали, а «обратку» словили?
– Вот она, моя «обратка» (показывает на стену с дипломами ребят), достижения ребят моих. Не измеряется это в каких–то материальных сущностях, цветами на День учителя. Поступки ребят – это самое главное. Я рад, что моя малюсенькая роль в их воспитании, эмоциях, отношении к жизни она есть.
– Закольцуем разговор: будущее – это школа или ждете нового поворота судьбы?
– Школу я считаю отличным местом для человека, который любит детей, готов отдаваться работе, она ему интересна. Нескромно скажу, но я считаю себя таким человеком.
Антонина Борошнина
Фото Владимира Юрлова