В Воркуте работает пять автошкол, имеющих право на обучение будущих водителей. За первые четыре месяца этого года экзамены на права сдавали 334 человека. Успешно – 166 кандидатов. Корреспондент «МВ» побывала на экзамене, чтобы узнать, какие типичные ошибки допускают будущие водители.
Утро для 15 учеников одной из автошкол началось со сдачи теории в ГИБДД. У двоих не получилось, остальные отправляются демонстрировать мастерство на автодроме. Еще двое отсеиваются на этом этапе – не смогли справиться с подъемом эстакады. Остальным одиннадцати предстоит прокатить сотрудников ГИБДД по городу, чтобы получить права. Забегая вперед, скажем, что экзамен сдадут в этот день только пятеро. Одному из них придется доказывать свою правоту в споре с инспекторами.
Сколько баллов?
Выпускники расселись по машинам к инструкторам, отправились в город на последний этап экзамена. Затем всех разбили на две группы, прикрепив за каждой инспектора ГИБДД. Две вереницы из машин с опознавательными знаками «У» разъехались по своим маршрутам.
Первая попытка оказалась успешной, девушка набрала четыре штрафных балла из пяти допустимых. Вторая ученица не справилась: на перекрестке начала движение, когда пешеход перебегал «зебру» на «красный». Увидев такое, инспектор незамедлительно нажал на педаль тормоза. Тут подоспел инструктор с возражениями: аварийной ситуации не было, пешеход был далеко, а ученик лишь хотел подобраться поближе к «зебре». Сотрудник ГИБДД был непреклонен: давить пешеходов ученику не позволит. Инструктор предложил разобраться с этим вопросом позже и пересмотреть в автошколе запись с видеорегистратора.
Третьим демонстрировать мастерство вождения отправился парень. Колесил он долго, однако и он не сдал. Набрал шесть баллов: нарушил правила остановки, слишком рано включил поворотник и не продемонстрировал уверенную езду.
И снова за рулем дама. Не успела тронуться, как заглохла. Инструктор попутно комментирует ее действия. На задних сиденьях расположились две девушки, которые нервно ждут своей очереди. Их наставник дает напоследок советы.
– Не надо спешить, если видите помеху на дороге. Лучше притормозите и убедитесь, что можете продолжать движение. Старайтесь озвучивать то, что собираетесь делать, чтобы инспектор понимал, что у вас на уме, – настоятельно советует инструктор Жарков.
Пока он указывал на типичные ошибки, претендентка показала неплохой результат – три балла. Жарков тут же ставит ее в пример: учитесь, как надо сдавать.
Экзамен продолжался еще около часа. Одни неплохо маневрировали на дороге, другие с треском проваливали испытание и уходили домой. Ошибки у всех типичные: не заметил пешехода, заглох, забыл про поворотник.
За всю историю проведения экзаменов на получение прав самой пожилой ученице было больше 80 лет. Водительское удостоверение она получила несколько лет назад.
Атмосфера во время экзамена напряжена до предела. Инструкторы, сидящие в другой машине, неустанно следят за развитием событий и пытаются поддержать учеников. За этим очень забавно наблюдать. Напоминает работу акушера во время родов: то и дело доносятся крики «давай, давай, давай!», «еще, еще», «тяни же, дотягивай, не останавливайся», «быстрее, завершай!»
Когда все ученики откатали маршрут, инструкторы и оба инспектора отправились в автошколу.
Разбор полетов
Прав ли был инспектор ГИБДД Михаил Кухаревич, когда во время экзамена остановил машину на перекрестке, не засчитав ученику сдачу – главный вопрос сегодняшнего экзамена. В школе включили камеру с записью спорного момента. Просмотрели все: вид перед автомобилем, задний обзор, показания приборной панели. Увидели момент, когда инспектор нажал тормоз (съемка педалей тоже велась). Инструкторы единогласно выразили мнение, что аварийной ситуации не было, и инспектор поспешил нажать на педаль. Кухаревич был непреклонен.
– Она не предупреждала меня, что видит пешехода, – заявил Михаил Павлович.
Тогда в разговор вступил второй инспектор. Он оказался на стороне выпускницы, отметив, что Кухаревич попросту перестраховался. Коллеги спорить не стали и дали ученице второй шанс. И она сдала. К слову, подобная ситуация произошла впервые за все время существования автошколы.
Только спокойствие
Инспектор ГИБДД Михаил Кухаревич рассказал, что волнение часто подводит учеников, из-за чего они и «валят» экзамен.
– Я советую комментировать свои действия, тогда нам не придется перестраховываться и додумывать за человека. Посудите сами, если кандидат заглох два раза, показав неуверенную езду, а потом тронулся на перекрестке, когда там человек, что я должен делать? Конечно, я нажму на педаль тормоза. Или вот сегодня сдавала девушка, вроде ехала уверенно, я попросил ее найти место для парковки. Так она полгорода объехала. Я трижды повторил одно и то же, с каждым разом все громче. Как мне ей засчитать экзамен? – возмущается инспектор.
Случаются и метровые экзамены. Это когда только поехал и уже не сдал. Например, ученик трогается с места, создавая при этом помеху проезжающему мимо транспортному средству.
Что значит неуверенная езда и по какой шкале она оценивается? Получается, что, если водитель ездит аккуратно, то гаишник считает это неуверенной ездой? Охренели совсем!